Кронштадт обрел Музей военно-морской славы

Кронштадт обрел Музей военно-морской славы. Его открытие команда проекта «Остров фортов» приурочила к отмечавшемуся вчера Дню ВМФ России. А завтра он примет первых посетителей, которых главный его экспонат, первая советская атомная подлодка К-3 «Ленинский комсомол», поджидает у самого входа. Даже не верится, что город воинской славы не имел прежде такой современный музейный комплекс, отличающийся от ему подобных по форме и содержанию. В открытии музея приняли участие представители Минобороны, Минпромторга РФ, Смольного и ветеранских организаций.

Кронштадт обрел Музей военно-морской славы | ФОТО Википедии / Katernaww / CC BY-SA 3.0

ФОТО Википедии / Katernaww / CC BY-SA 3.0

Появление в Кронштадте этого оснащенного новейшими технологиями музея связано с целым рядом сюжетов, один удивительнее другого. Ну кто бы мог подумать, что первенца советского атомного подвод­ного флота удастся спасти? Почти полтора десятка лет назад отслужившую и списанную подлодку К-3 отбуксировали на судозавод «Нерпа», расположенный в бухте Кольского залива, чтобы по обыкновению «разрезать на иголки». Военные моряки, однако, начали бороться за ее спасение. К ним присоединились сотрудники Объединенной судостроительной корпорации. Ведь первую в СССР и третью в мире атомную субмарину спроектировало в свое время входящее в ее структуру конструкторское бюро МБМ «Малахит». А когда подставила плечо АНО «Остров фортов», угроза утилизации знаменитой подлодки, некогда секретного проекта, называвшегося «Кит», окончательно миновала.

Как наступил перелом — понятно. Эта команда создает в Кронштадте по поручению главы государства туристско-рекреационный кластер, одним из ключевых объектов которого стал открывшийся там музей.

Участники операции по спасению К-3 объединили усилия три года назад. Ветерана советского подводного флота перебазировали через моря, озера и реки за сотни миль в акваторию у острова Котлин. Умельцы Кронштадтского морского завода, установив эту махину длиной 107 метров и весом 2,5 тыс. тонн в своем доке, стали приводить ее в порядок. Сняли ржавчину, заменили дефектные части, покрасили корпус.

После чего развернулась эпопея по доставке громадины-кораб­ля по улицам города на место его последней стоянки. Обновленную подлодку без атомного ректора (специалисты удалили его за несколько лет до того) в октябре 2022‑го доставили к будущему музею, который проектировали с учетом необычного «жильца». А в январе нынешнего года началась музеефикация, чтобы продлить жизнь легендарной К-3.

Обо всех этапах этой не имеющей аналогов работы рассказывает временная фотовыставка, подготовленная к открытию музея.

Но зачем вообще было его создавать, спросит кто‑то, если в России уже есть такие хранители военно-морской славы? В том‑то и дело, что он не похож на Центральный военно-морской музей, что в Петербурге, и прочих своих предшественников. И не только тем, что поражает воображение видом реального подводного корабля, рубка которого с антенной почти упирается в кровлю здания, а к днищу, установленному на бетонных блоках, ведут вниз ступени. Новый объект не соперничает с другими музеями по количеству экспонатов. Он дополняет их, помогая увидеть развитие ВМФ под другим углом зрения, где аутентичные предметы сочетаются с элементами дополненной реальности, говорят организаторы проекта. Этот ракурс обусловлен, по их мнению, стремлением расширить тематические границы классического музея. И вписать историю кораблестроения в контекст летописи военно-морского дела России, используя принцип иммерсивности (способа восприятия, создающего эффект погружения в создаваемую среду).

Начав со времен Древней Руси, посетители отправятся дальше, из одного зала в другой. На этом пути их ожидают макеты, интерактивные компоненты, симуляторы, знакомящие с кораблями, средствами связи и навигации, береговыми укреплениями разных эпох. А в последнем зале представлена эволюция подводного флота России, яркой вехой которой стала К-3. Второй этап ее музеефикации специалисты полностью завершили: установили кормовой руль, закрепили подъемно-мачтовое устройство, восстановили леерное ограждение, сигнальные огни, флагшток. Они подготовили и проходы для экскурсионных групп внутри корпуса. Правда, внутренняя экспозиция субмарины, которая прошла в море 130 тыс. морских миль (почти шесть раз обогнув Землю по экватору) и первой достигла Северного полюса в подводном положении, будет доступна для посещений несколько позже.


#ВМФ #музей #форты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 139 (7468) от 31.07.2023 под заголовком «Не расстанусь с «Комсомолом»».


Комментарии