Красная звезда. Исполнилось 120 лет со дня рождения Любови Орловой

Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения Любови Орловой, звезды советского кино сталинской эпохи.

Красная звезда. Исполнилось 120 лет со дня рождения Любови Орловой | ФОТО И. МартовА/ТАСС

ФОТО И. МартовА/ТАСС

Она появилась на экране в 1934 году в фильме Григория Александрова «Веселые ребята» — эксцентричном комедийном мюзикле с множеством шуток, трюков и песен, которые ушли в народ. После премьеры любовь к Орловой захлестнула СССР. Ее любил народ, ее любил Сталин.

Происхождение актрисы было по тем временам сомнительным. Она — из древнего дворянского рода Орловых, белая кость, голубая кровь. «Наверху», конечно, об этом не могли не знать. Но столбовая дворянка Любовь Орлова идеально вписалась в образ девушки из народа. И стала таким же символом новой красоты, как «Девушка в футболке» Александра Самохвалова, которую называли «советской Джокондой».

Между тем, создавая образ лучезарной блондинки, Григорий Александров вдохновлялся зарубежными дивами — недаром он несколько лет проработал в Голливуде. Выступив в роли Пигмалиона, он заставил актрису выкрасить волосы и стать блондинкой, а еще сделать фарфоровые зубы, чтобы улыбка стала ослепительной — голливудской. Он знал тонкости, необходимые для превращения просто хорошенькой девушки в богиню.

И всегда тщательно следил за правильным освещением, расставляя на съемках лампы и прожекторы так, чтобы красота Орловой сияла, как бриллиант.

Часто сравнивают Орлову с Марлен Дитрих. Она сама противилась сравнению. Действительно, в чем же сходство? В золотистых локонах? Выщипанных в ниточку бровях? Так это было просто требование моды тех лет. Дитрих — дива, у нее рассчитан и отточен каждый жест, каждый взгляд, каж­дая нота низкого, чуть хрипловатого голоса. Орлова — блестящая комедийная актриса, которая не боялась предстать на экране замарашкой, в платке, ватнике, с вед­ром и метелкой, за ткацким станком, не боялась быть смешной.

Она стала сниматься в то время, когда первые шаги делал звуковой кинематограф, потребовавший новую эстетику и новую манеру игры. Не все звезды «великого немого», игравшие лицом, привыкшие к акцентированным жестам, эффект­ным позам, гримасам, вписались в звуковое кино. А вот Орлова — идеально. И именно в музыкальные комедии. Она ведь пришла из оперетты и была по‑настоящему универсальной артисткой: умела петь, танцевать, отбивать чечетку, даже выполнять рискованные трюки. Так, на съемках «Веселых ребят» Утесов побоялся «укрощать» быка, прыгнув ему на спину и схватив за рога. А Орлова это сделала. Правда, поплатилась травмой позвоночника и долго лечилась.

Она вообще была самоотверженной в работе. Помните фильм Александрова «Цирк» (1936 год), где актриса играла американку Мэрион Диксон, родившую черного ребенка и бежавшую от преследований расистов в СССР? «Я из пушки в небо уйду, дуги-дуги-ду, дуги-дуги-ду!» — звонко поет она, имитируя американский акцент, и танцует чарльстон, отбивает чечетку, мелькают ее красивые ножки, обтянутые блестящим трико… Потом выяснилось, что жерло пушки под яркими прожекторами раскалилось и Орлова получила серьезные ожоги. Но дотанцевала до конца, отыграла эпизод блестяще.

Рассуждать сегодня, плохи или хороши музкомедии Александрова, вряд ли стоит. Они — продукт своего времени, причудливый гибрид виртуозного и бесшабашного западного мюзикла и соцреализма, рождающегося сталинского большого стиля. Фильм «Светлый путь» (1940 год), который так нравился вождю, идеальное ­воплощение великой советской мечты. Его героиня Таня — советская Золушка, выбившаяся из домработницы в знатную ткачиху, стахановку. Великая советская мечта в чем‑то сродни великой американской — чтобы она осуществилась, нужно упорно трудиться. Только в отличие от американца советскому человеку деньги не нужны. Ему бы побывать в Кремле, получить за труды государственную награду. Такого счастья и удостаивается советская Золушка.

Орлова была блестящей актрисой музыкального жанра, а вот драматическая игра, психологизм, погружение в образ поначалу не были ее сильной стороной. Или ей было нечего особо играть, образы Анюты или Тани особенной глубины не предполагали. В 1947 году Александров снял фильм «Весна» — смесь комедии положений и научной фантастики с замысловатым сюжетом. Орлова играет актрису Веру Шатрову, которой поручили исполнить роль ученой дамы Ирины Никитиной — реальной женщины, работающей в Институте Солнца. Они похожи, как две капли воды. Но только внешне, а вот характеры — совершенно разные. Орлова блестяще создала эти образы, много раз перевоплощаясь по ходу фильма.

Ее работа была отмечена на Венецианском фестивале в 1947 году. Она получила приз за лучшее исполнение женской роли (разделив его с Ингрид Бергман).

Время их триумфа с Александровым довольно быстро прошло, все эти мюзиклы и комедии стали не в чести, а потом Сталин умер, начался романтический и полный надежд период оттепели, и кино стало другим.

Александров еще снимал фильмы, Орлова играла: «Русский сувенир», «Скворец и Лира». Но эти работы нельзя назвать удачами.

Орлова старела, отчаянно боролась за свою красоту, вкладывала душу в обустройство любимой дачи во Внукове. Играла в Театре имени Моссовета. Театралы со стажем помнят ее роль в спектакле Леонида Варпаховского «Странная миссис Сэвидж». Эта роль стала для нее последней…

Говоря о Любови Орловой, нельзя не упомянуть о ее красоте. Она была, как сказали бы сейчас, «иконой стиля». Миллионы женщин хотели быть похожими на Орлову, вот только получалось у единиц.

Умение одеваться она возвела в искусство. С одеждой в СССР в те времена было не очень. Орлова шила на заказ у знаменитых портних — Варвары Данилиной, Елены Ефимовой. Случалось, шила и сама. У нее и у Александрова была возможность ездить за границу. Многие наряды она покупала там.

Мы знаем, как сейчас ценятся гардеробы, оставшиеся от ушедших из жизни знаменитостей. Их даже выставляют в музеях. Из отечественных выставок можно вспомнить показ гардероба Людмилы Гурченко в Шереметевском дворце или нарядов Майи Плисецкой — там же. Увы, от Орловой осталось очень мало вещей — наследники не сберегли.

На выставке «Мода за железным занавесом» в Шереметевском дворце, где историк моды и коллекционер Александр Васильев показывал вещи советских звезд, гардероб Орловой представляла только пара серебристых туфель.

«Туфли Любови Орловой я вылавливал 25 лет! Это поздние туфли, 1967 года. Я знал, где они находятся: в государстве Израиль, у актрисы, которая была сначала примой еврейского театра Соломона Михоэлса, затем в Театре Юрия Завадского стала главной героиней, играла Нину в «Маскараде», была красивая очень женщина. Она была из одной гримерки с Орловой. Перед ее отъездом в Израиль Любовь Петровна подарила ей эту пару обуви для концертов. Я 25 лет ей звонил с просьбой отдать мне туфли. Она говорила, что не готова пока с ними расстаться. Но вот она овдовела, почувствовала приближение конца жизни, ей ведь уже 90, а мы не можем жить 200 лет, хотя хотелось бы. И стала готова», — рассказал Васильев.

Что ж, будем любоваться ослепительной красной звездой и ее нарядами (актриса часто снималась в собственных костюмах и украшениях) на голубом экране.

К 120‑летию кинозвезды на канале «Россия — Культура» 12 февраля в 16.35 покажут фильм «Больше, чем любовь. Любовь Орлова и Григорий Александров». А 13 февраля в 7.40 можно посмотреть фильм «Веселые ребята».


#фильм #кино #актриса

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 25 (7108) от 11.02.2022 под заголовком «Красная звезда».


Комментарии