Кожаные изделия старой Европы представили на выставке в Эрмитаже

В Синей спальне Зимнего дворца работает выставка «Кожа. Художественные изделия старой Европы».

Кожаные изделия старой Европы представили на выставке в Эрмитаже | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Кожа - «материал, визуально проигрывающий на фоне драгоценностей, керамики, стекла и даже тканей», так написано в каталоге выставки. На самой первой странице. Перелистнув последнюю, побывав на выставке, хочется поспорить с этим утверждением. Памятники, представленные в Синей спальне Зимнего дворца, - восхитительно хороши.

Проблема, скорее, в том, что изделия из кожи в собрании Эрмитажа рассеяны по разным хранениям (их можно отыскать в библиотеке, арсенале, фондах отдела западноевропейского прикладного искусства, среди коллекций мебели, карет, археологических памятников). И до сих пор разнообразие этих предметов превалировало над единством. Лишь недавно у автора концепции выставки Екатерины Некрасовой родилась идея - собрать их вместе, осмыслить возможности удивительного материала.

«Кожа - своеобразный органический полимер. Предок современного пластика. Она эластична, водостойка, способна принимать и «запоминать» самые сложные формы, - рассказывает Некрасова. - Искусство кожевника состоит в том, чтобы при обработке сохранить максимум свойств, присущих «живой» коже, плюс добавить ей пластичности и прочности».

Замечательные качества материала позволяют создавать из него самые разные вещи: переплеты книг, обувь, доспехи, футляры для часов и хрупкого стекла, ларцы, обои...

На выставке можно во всех подробностях рассмотреть, например, два кожаных щита (их оборотная сторона не менее красива, чем наружная), ножны для кинжала с резной рукоятью слоновой кости, каминные мехи, подушки, миниатюрное кресло (возможно, подарок для куклы; возможно, образец для заказчика)...

Ни археологические памятники, ни переплеты книг, ни одежда, ни средства передвижения (кареты, портшезы) на выставке не представлены - нельзя объять необъятное за один раз. Самые ранние артефакты датируются XIII - XIV веками, самые поздние - второй половиной XIX столетия.

Неожиданный экспонат - рельефный портрет Людовика XIV, вытесненный на коже и помещенный на планшет черного дерева. Это одно из свидетельств пластичности кожи.

Привлекает внимание «ларец с куртуазными сценами», изготовленный в XIV - XV веках. На четырех его сторонах и крышке изображены дамы и кавалеры. Есть сцены свиданий и соколиной охоты (прирученный сокол в ту эпоху олицетворял покоренную даму), конный рыцарь и музицирующие барышни. Рельеф, вытесненный на коже, довольно высок, но не слишком элегантен. Скорее, грубоват, что еще больше подчеркивает его чрезмерно яркая раскраска (возможно, более поздняя). Однако при всей пестроте и неуклюжести эта вещь необычайно трогательна.

Есть и более тонко исполненные ларцы - с изображением дам и кавалеров, драконов, единорога и других фантастических животных. Предполагают, что в них прекрасные дамы хранили свое приданое или полезные безделушки (зеркальце, гребень и прочее), а кавалеры преподносили возлюбленным свадебные подарки.

Среди самых эффектных экспонатов - фрагменты обоев из «золоченой» кожи (итальянских, фламандских, французских) XVI - XIX столетий. При их изготовлении мастера обходились без золота. Кожу покрывали серебряной фольгой, а затем - лаком теплого тона (желтого, оранжевого), добиваясь таким образом эффекта позолоты. Золочение сочетали с тиснением и росписью. Обои украшались изображениями цветов и плодов, экзотических птиц и пухлощеких путти. Рассматривать узоры можно долго - так много симпатичных мелочей вплетено в них.

Известно, что для изготовления ларцов в Средние века брали шкуры козлов, а для обоев употребляли бараньи. С XVII столетия стали использовать телячьи, среди самых дорогих числилась кожа крупных рыб и морских животных (так называемая галюша - по фамилии отца и сына Галюша, работавших в Париже в годы правления Людовика XV). Три футляра для часов, представленные на выставке, выполнены именно из этого редкого материала.

Предметы из кожи, хранящиеся в собрании Эрмитажа, изучены недостаточно полно. Готовясь к выставке, сотрудники музея многое обобщили и сформулировали, но не собираются останавливаться на достигнутом. Дальнейшие исследования обещают быть еще более интересными. Возможно, они помогут атрибутировать те экспонаты, время и место создания которых сейчас указывается лишь предположительно («конец XVI или XIX век», «Германия?» и т. д.).

Как рассказывает Екатерина Некрасова, выставка в Синей спальне - лишь «первое приближение», первая часть большой работы. И значит, продолжение следует.

#Эрмитаж #выставка #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 003 (6601) от 13.01.2020 под заголовком «Кожа старой Европы».


Комментарии