Групповой портрет с пуделем. Чем интересна выставка выставка «Многоликая Россия» в РОСФОТО

Русская знать, надевшая в год 200-летия Петербурга костюмы боярынь и бояр века XVII, преподаватели и выпускницы Бестужевских курсов 1906 года, лопари (саамы) Архангельской губернии и киргизы в Туркестане - из века XIX... В музейно-выставочном центре РОСФОТО работает выставка «Многоликая Россия».

Групповой портрет с пуделем. Чем интересна выставка выставка «Многоликая Россия» в РОСФОТО | Неизвестный фотограф. Групповой портрет. Начало ХХ века. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Неизвестный фотограф. Групповой портрет. Начало ХХ века. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Захар Коловский, директор РОСФОТО, этот проект почти три года путешествовал по России и другим странам. Теперь около 150 оригинальных отпечатков, созданных как знаменитыми фотографами середины XIX - начала XX века, так и неизвестными авторами, представлены в их родном доме на Большой Морской улице, 35. Выставка посвящена 180-летию со дня изобретения фотографии.

Шотландец Вильям Каррик работал в Петербурге в 1860 - 1870-е годы и по собственной воле ездил по России. Это помогло ему не зацикливаться на этнографии, а создавать художественные снимки. К лучшим относятся «Жница. Симбирская губерния» и «Рыбак. Финский залив», а также серия портретов. Извозчик картинно пьет горячий чай из блюдца. Крестьянин несет за плечом связку лаптей. Видимо, его ждет долгая дорога. Молочница - эталон качественной работы и трудолюбия.

Ташкентский фотограф Н. Нехорошев часто упоминается в литературе как автор «Туркестанского альбома». Он стал частью большого проекта, знакомившего российскую публику с южными окраинами империи. В нем принимал участие молодой Василий Верещагин. Работа Нехорошева - это бесстрастная документальная фотография, но сейчас интересно рассматривать, как в 1871 году торговали седлами, связывали «по рукам и ногам» лошадь, чтобы ее подковать, как выглядело летнее стойбище и кибитка кочевников.

Владимир Плотников и Яков Лейцингер увековечили лопарей в традиционных шапках с длинными ушами из меха. В то же время коми-пермяки на снимках Плотникова одеты в армяки и косоворотки, которые были распространены во многих российских губерниях.

Фотолетописцу Кавказа Дмитрию Ермакову, оставившему после себя 40 тысяч негативов, принадлежит редкий снимок «Карачаевки-дворянки». Знаменитый нижегородский фотограф Максим Дмитриев в 1890-е годы запечатлел бурлака, который тянет груженую лодку в одиночку. Репинская тема оставалась актуальной и в начале автомобильной эры. В 1913 году Иван Соберг сфотографировал парадный обед в Коммерческом собрании по случаю 300-летия Общества архангельских лоцманов. Уважаемая была профессия: собралось чисто мужское общество в сверкающих белизной сорочках при сюртуках и фраках.

В 1900-е годы фотографы фирмы Keystone View снимали на улицах Москвы овощные базары и уличную торговлю коврами, в глубинке - закупку скота для русской армии и рыбаков, которые тянут сети по пояс в воде. Многоликость России подчеркивает продукция Фотографии Императорских театров: «Александр Ленский в образе из спектакля «Уриэль Акоста».

На выставке представлена архитектурная фотография - Москва, Нижний Новгород, Ярославль, другие города. Петербургу отведено скромное место, ему посвящена другая выставка, которая работает в РОСФОТО. «Вид с Синего моста на Мойку» неизвестного автора начала ХХ века легко узнаваем. Почти ничего не изменилось за сто с небольшим лет. Если не считать баржи с дровами, плотно припаркованные по обоим берегам реки.

Эмблемой выставки стал «Групповой портрет» неизвестного фотографа. На переднем плане на венском «тонетовском» стуле важно восседает главный в семье - большой черный пудель.

#фотография #выставка #история России

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 022 (6375) от 07.02.2019 под заголовком «Групповой портрет с пуделем».


Комментарии