Косторез из Апраксина двора. Открылась выставка работ Якова Серякова

В Инженерном замке Русского музея открылась выставка «Косторез Яков Серяков», посвященная 200-летию со дня рождения мастера портрета в форме небольших бюстов и барельефов.

Косторез из Апраксина двора. Открылась выставка работ Якова Серякова | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Выставка, состоящая из семидесяти произведений, тщательно собрана ее куратором Еленой Карповой. Основу составили произведения из Эрмитажа и Русского музея, они дополнены вещами из других петербургских и московских музеев, а также из частной коллекции семьи Карисаловых. Известный портрет Арины Родионовны, няни Пушкина, на выставке отсутствует. Куратор считает, что он создан не Серяковым, хотя постоянно ему приписывается.

Про Якова Серякова (1818 - после 1869) мало что известно. Источником информации о косторезе служат газетные и журнальные публикации его времени. Там встречаются нестыковки. Например, в одной статье говорится, что отец будущего костореза откупился от крепостной зависимости и перебрался из Костромской губернии в Петербург в 1826 году. В другой, что мальчик был свидетелем катастрофического наводнения 1824 года. И чуть не утонул.

Установленным можно считать, что Серяков-старший держал в Апраксином дворе лавку с «железным» товаром, где Яков начинал свою трудовую биографию в качестве подмастерья и по совместительству менеджера, как бы мы теперь сказали. Вопреки воле родителя он занялся рисованием и резьбой по кости. После смерти отца в 1840 году продал лавку и стал свободным художником. К этому времени относится самое раннее из известных произведений Серякова - «Портрет неизвестного в цилиндре», где уже заметна умелая рука. Хотя никакого специального образования он не получил, в Академию художеств Серякова не приняли.

В репертуаре костореза были те персонажи, на которые был спрос - императоры и члены дома Романовых, купцы и купчихи, имена которых за редкими исключениями не сохранились, военные. Особым вниманием Серякова, завзятого театрала, пользовались артисты. На выставке показаны портреты Александры Каратыгиной, Александра Мартынова, Василия Самойлова, Марии Снетковой.

Сохранилось любопытное свидетельство о том, что портреты делались за четыре сеанса, причем модель могла сидеть, читать, расхаживать по комнате, курить сигару. Серякову это совершенно не мешало, больше того, ему нравилась динамика. Но портреты всегда получались точными. Вплоть до изображения орденов, которые сейчас помогают определить имя персонажа. Например, по ним уже в ходе подготовки выставки «Бюст купца» стал «Портретом Прокопия Пономарева», получившего после орденов потомственное дворянство.

Если Серяков создавал бюст или барельеф человека, уже покинувшего это мир, он обязательно пользовался прижизненным изображением. В 1859 году он создает бюст Федула Громова (1763 - 1848), купца, владельца лесной биржи, коллекционера и мецената. Этому произведению легко нашелся аналог - портрет, датируемый 1842 годом, кисти Козроэ Дузи, итальянского художника, больше десяти лет работавшего в Петербурге. Существуют литографии с этого портрета, которые Серяков наверняка видел, когда создавал свой костяной портрет Громова. Сейчас эта фамилия чаще всего звучит в связи с реставрацией деревянной дачи Громова в Лопухинском саду. Она принадлежала Василию, сыну Федула.

Читайте также о том, что в Главном штабе открылась выставка скульптора Крис Антеманн.

#искусство #резьба по кости #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 105 (6458) от 13.06.2019 под заголовком «Кто резал Федула Громова».


Комментарии