Косторез из Апраксина двора. Открылась выставка работ Якова Серякова

В Инженерном замке Русского музея открылась выставка «Косторез Яков Серяков», посвященная 200-летию со дня рождения мастера портрета в форме небольших бюстов и барельефов.

Косторез из Апраксина двора. Открылась выставка работ Якова Серякова | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Выставка, состоящая из семидесяти произведений, тщательно собрана ее куратором Еленой Карповой. Основу составили произведения из Эрмитажа и Русского музея, они дополнены вещами из других петербургских и московских музеев, а также из частной коллекции семьи Карисаловых. Известный портрет Арины Родионовны, няни Пушкина, на выставке отсутствует. Куратор считает, что он создан не Серяковым, хотя постоянно ему приписывается.

Про Якова Серякова (1818 - после 1869) мало что известно. Источником информации о косторезе служат газетные и журнальные публикации его времени. Там встречаются нестыковки. Например, в одной статье говорится, что отец будущего костореза откупился от крепостной зависимости и перебрался из Костромской губернии в Петербург в 1826 году. В другой, что мальчик был свидетелем катастрофического наводнения 1824 года. И чуть не утонул.

Установленным можно считать, что Серяков-старший держал в Апраксином дворе лавку с «железным» товаром, где Яков начинал свою трудовую биографию в качестве подмастерья и по совместительству менеджера, как бы мы теперь сказали. Вопреки воле родителя он занялся рисованием и резьбой по кости. После смерти отца в 1840 году продал лавку и стал свободным художником. К этому времени относится самое раннее из известных произведений Серякова - «Портрет неизвестного в цилиндре», где уже заметна умелая рука. Хотя никакого специального образования он не получил, в Академию художеств Серякова не приняли.

В репертуаре костореза были те персонажи, на которые был спрос - императоры и члены дома Романовых, купцы и купчихи, имена которых за редкими исключениями не сохранились, военные. Особым вниманием Серякова, завзятого театрала, пользовались артисты. На выставке показаны портреты Александры Каратыгиной, Александра Мартынова, Василия Самойлова, Марии Снетковой.

Сохранилось любопытное свидетельство о том, что портреты делались за четыре сеанса, причем модель могла сидеть, читать, расхаживать по комнате, курить сигару. Серякову это совершенно не мешало, больше того, ему нравилась динамика. Но портреты всегда получались точными. Вплоть до изображения орденов, которые сейчас помогают определить имя персонажа. Например, по ним уже в ходе подготовки выставки «Бюст купца» стал «Портретом Прокопия Пономарева», получившего после орденов потомственное дворянство.

Если Серяков создавал бюст или барельеф человека, уже покинувшего это мир, он обязательно пользовался прижизненным изображением. В 1859 году он создает бюст Федула Громова (1763 - 1848), купца, владельца лесной биржи, коллекционера и мецената. Этому произведению легко нашелся аналог - портрет, датируемый 1842 годом, кисти Козроэ Дузи, итальянского художника, больше десяти лет работавшего в Петербурге. Существуют литографии с этого портрета, которые Серяков наверняка видел, когда создавал свой костяной портрет Громова. Сейчас эта фамилия чаще всего звучит в связи с реставрацией деревянной дачи Громова в Лопухинском саду. Она принадлежала Василию, сыну Федула.

Читайте также о том, что в Главном штабе открылась выставка скульптора Крис Антеманн.

#искусство #резьба по кости #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 105 (6458) от 13.06.2019 под заголовком «Кто резал Федула Громова».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?