Скульптуры из пенопласта и цветы из гаек: в «Деревне художников» прошел фестиваль мастерских

В «Деревне художников» в Шувалове-Озерках - Коломягах состоялся двухдневный фестиваль «Открытые мастерские». Формат свободного общения заинтересованной публики с живописцами и скульпторами по месту их работы подтвердил востребованность такого бытования искусства в Петербурге.

Скульптуры из пенопласта и цветы из гаек: в «Деревне художников» прошел фестиваль мастерских | Во дворе мастерской художника Сергея Бородкина. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Во дворе мастерской художника Сергея Бородкина. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

На картах «Деревня» не обозначена. Но она существует почти 30 лет как неформальное объединение более пятидесяти художников, имеющих мастерские в дачных домах начала ХХ века. В советские времена эти дома служили многонаселенными неблагоустроенными коммуналками. Теперь здесь на общественных началах действуют сад скульптуры, международный керамический центр, иконописная мастерская, детская летняя художественная школа... и так далее.

«Открытые мастерские» проводились в шестой раз, одиннадцать мастерских распахнули свои двери для свободного посещения. Старейшая из этих мастерских находится на Елизаветинской улице, 4, рядом с железнодорожной станцией Шувалово. Еще в 1980 году художник Виктор Данилов переоборудовал под нее здешний пункт приема стеклотары. Позже этот человек стал своеобразным домовым «Деревни». После смерти Данилова мастерскую занимает Сергей Бородкин. Во время нынешнего фестиваля художник провел там выставку картин и скульптур Данилова из частного собрания. На ней можно было увидеть знакомые многим картины «Бегущие» и «За купавами». Два объекта «Рыбы» из проекта «На дне Невы» были сделаны Даниловым из отслуживших свой век окна и забора, которые он нашел в Шувалове.

Во дворе мастерской Бородкин показал и свои скульптуры из пенопласта, в том числе «Папавок», который зимой был установлен в виде поплавка на канале Грибоедова напротив Музея искусства Петербурга XX - XXI веков. Детская площадка имела явный экологический оттенок. Бородкин придумал «скульптструктор». Из мелких отходов производства деревянной скульптуры с помощью шкантов дети создавали объекты. Попутно обучаясь азам абстрактного мышления...

Следующий адрес: Новоорловская улица, 60. Там художник Олег Жогин показал большие деревянные скульптуры из серии «Стулья», где роли спинок играют стилизованные изображения - женщина, семья и т. д. Скульптор думает о выставке всей серии. Во дворе этого же дома Владимир Мажуга показывал детям и взрослым, как с помощью железного прута, трех гаек и газовой горелки можно создать цветочную композицию. Геля Писарева, старейшина «Деревни художников», демонстрировала свои достижения в выращивании цветов. Все ее картины и скульптуры были упакованы и на днях поедут в Псков на большую персональную выставку.

Финальная часть фестиваля состоялась по самому известному «деревенскому» адресу: Новоорловская улица, 40. Там находится мастерская Дмитрия Каминкера, лидера объединения художников. Целый день он водил экскурсии, показывая и рассказывая историю создания скульптур для общественных пространств. В частности, «Фонтана у немобильного телефона» «Наполеона на грибной охоте», памятников Владимиру Набокову и Валентину Пикулю, «Полета шмеля» - посвящения Николаю Римскому-Корсакову для Тихвина. Что-то останется в моделях, над некоторыми проектами работа продолжается.

В теле одной из скульптур, расположенных в саду, несколько лет выводят потомство трясогузки. Верный признак приветливости и спокойствия места...

Но от цветущих садов вернемся к прозе жизни. Фестиваль - это возможность привлечь внимание к «Деревне художников». Теперь единственная: фестиваль «Плот искусства» на Среднем Суздальском озере, привлекавший тысячи посетителей, остался в прошлом, озеро занято любителями водных лыж. Между тем юридический статус «Деревни художников» остается неопределенным. Формально это всего лишь отдельные мастерские, которые находятся в городской собственности и арендуются художниками. Но старые деревянные дома расположены в окружении наступающей со всех сторон жилой застройки. По словам Каминкера, последние годы обитателей «деревни» никто не беспокоит, впрочем, никто не обещает, что так будет всегда.

Из разговоров с художниками мы поняли, что они готовы проводить фестивали «Открытые мастерские» ежегодно, а не раз в несколько лет, как сейчас. Но для этого «Деревне художников» нужен полноценный статус, позволяющий творческим людям спокойно работать.

Читайте также о том, что в Петербурге пройдет фестиваль славянской культуры.

#художники #фестиваль #Деревня художников

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (6454) от 06.06.2019 под заголовком «Деревня, где творил Данилов».


Комментарии