Космогонические танцы. В Петербурге состоялась премьера балета «1234»

На Второй сцене БДТ им Г. А. Товстоногова с аншлагом прошла премьера балета «1234» - нового амбициозного проекта M.А.D. Company.

Космогонические танцы. В Петербурге состоялась премьера балета «1234» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Появление современного балета, созданного на основе авторского либретто и оригинальной, специально написанной музыки, не столь уж частое событие. Инициатором и автором идеи постановки «1234» выступил художественный руководитель компании Music Art Dance Company Юрий Смекалов. Выпускник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, экс-премьер Театра балета Бориса Эйфмана и действующий солист Мариинки, Смекалов уже более десяти лет довольно успешно совмещает исполнительскую деятельность с постановочной. Среди наиболее значимых работ хореографа - «Камера обскура», «Медный всадник» и «Пахита» в Мариинском театре, «Мойдодыр» в Большом, «Солярис» в «Приюте комедианта», Infinita Frida в Театрально-концертном зале Элизы Кабреры в Текскоко (Мексика) и другие.

К созданию нового спектакля была привлечена международная компания постановщиков: помимо Смекалова это Ксения Вист (Германия), Хелдер Сеабра (Португалия) и Яэль Цибульски (Израиль). «У каждого хореографа собственное восприятие взаимоотношений, пространства и тела, поэтому в «1234» мы пытаемся не только добиться интересного текста, но и сравнить разные культуры», - поясняет Юрий Смекалов данное решение.

Премьере предшествовала насыщенная образовательная программа: №DanceTalk с хореографами проекта, цикл лекций о зарубежном и российском современном танце (лектор - балетный критик, историк танца, журналистка Тата Боева), танцевальные уик-энды в академии DAR (Dance Academy Russia). Нельзя не упомянуть и блестящую блицлекцию петербургского балетоведа Ольги Розановой (она же выступила научным консультантом проекта), сопровождавшую открытие фотовыставки о творческой деятельности Юрия Смекалова.

Внушительная команда проекта, информационно-рекламная кампания, участие танцовщиков ведущих российских театров (Большой, Мариинский, Михайловский, Самарский театр оперы и балета), всего лишь два показа в Петербурге (не считая бесплатного спецпоказа для студентов и преподавателей творческих вузов) - все это вызвало небывалый ажиотаж у публики и делает честь Смекалову как главному организатору события. Однако художественная составляющая увиденного произвела неоднозначное впечатление.

В основе замысла - грандиозная идея показать взаимовлияние друг на друга человека и космоса, передать с помощью танца «великую красоту сложности бытия, в котором каждая частица стремится к недостижимому порядку». Подобным пафосом и абстрактными умозаключениями грешит все либретто балета, лишенное концептуальной ясности и конкретики. Предложенную историю можно трактовать как угодно. Кто-то увидит в ней выстраданное размышление авторов о сложности мироустройства или же притчу о смысле существования человека и вселенной. Можно вспомнить семантику цифр и искать взаимосвязи между нумерологической символикой и сценическим действием. Можно предположить, что «1234» - балет о людском одиночестве и поиске взаимопонимания... Все разнообразие идей и смыслов преимущественно подразумевается, нежели получает сценическое воплощение.

Статичным и лишенным драматургического развития (как на уровне формы в целом, так и отдельных частей) предстал и танец. Хореография спектакля распадается на ансамбли, краткие либо развернутые соло, массовые композиции. Танцевальные эпизоды то чередуются, то одновременно разворачиваются в разных планах сцены, но остаются в основном формальными, не наполненными образно-эмоциональной динамикой. Герои балета воспринимаются некими абстрактными сущностями, а не живыми человеческими характерами. Их автоматизированная, роботоподобная пластика, поддержанная лязгающими индустриальными тембрами музыки Бхимы Юнусова, отсылает к конструктивистским экспериментам в танцевальном искусстве начала ХХ века и практически не меняется на протяжении спектакля. Поэтому каким образом в финале «гендерные пары, символизирующие природные стихии, превращают ось мироздания в ствол Древа Жизни, формируют корневые опоры для рождения новых поколений» - понять совершенно невозможно. Хореографическое действие оказывается бессильным воплотить столь отвлеченные авторские мысли.

Наиболее убедительное и концептуально законченное впечатление производит сценография балета (художник-постановщик Елисей Шепелев, художник по видео Сергей Рылко, по свету Константин Бинкин, по гриму Ольга Костенецкая). Вертикальная, с вращающимися кольцами-жерновами конструкция в центре рождает в воображении множество метафорических образов - от мифологической оси мира до внутреннего стержня человеческой жизни.

Публика приветствовала премьеру продолжительной овацией, что свидетельствовало не только о кассовом успехе проекта, но и о том, как не хватает отечественному музыкально-театральному миру оригинальных и современных по постановочной эстетике балетных спектаклей.

#БДТ #балет #премьера #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (6538) от 03.10.2019 под заголовком «Космогонические танцы».


Комментарии