Конец прекрасной эпохи. Филармония отмечает свое столетие

Санкт-Петербургская филармония в этом сезоне — в один год с московской, хотя наша на пару месяцев старше, — отмечает свое столетие. И если в Москве провели точечный юбилейный концерт со всеми причитающимися звездами — от Гергиева и Мацуева до Анне-Софи Муттер и Максима Венгерова, — то в Петербурге праздник растянули. И главными подарками стали выступления выдающихся зарубежных дирижеров с оркестром ЗКР, среди которых самый драгоценный подарок — это приезд Зубина Меты, о чем «Санкт-Петербургские ведомости» уже писали.

Конец прекрасной эпохи. Филармония отмечает свое столетие | ФОТО Википедии / A.Savin / CC BY-SA 3.0

ФОТО Википедии / A.Savin / CC BY-SA 3.0

Имя маэстро, несмотря на его преклонный возраст, до сих пор находится в том виртуальном списке великих дирижеров мира, которых можно по пальцам одной руки пересчитать. В разные годы он возглавлял Монреальский, Лос-Анджелесский, Нью-Йоркский, Израильский филармонические оркестры, Баварскую оперу, фестиваль «Флорентийский музыкальный май». И за почти 65 лет своей дирижерской карьеры неоднократно приезжал в Ленинград как с возглавляемыми им коллективами, так и «сольно», выступая с оркестром Ленинградской филармонии, тогда — оркестром Мравинского.

Ныне это оркестр Темирканова, и, несмотря на то что в последние сезоны Юрий Хатуевич не появлялся за дирижерским пультом, костяк этого коллектива составляют первоклассные музыканты, а звук ЗКР не спутаешь ни с чем. Выбранная Метой программа — Третья симфония Малера — дала возможность насладиться всеми тембровыми красотами оркестра: много в ней сольных и ансамблевых моментов, каждый инструмент как редкий драгоценный камень сияет в оркестровой фактуре. А в моменты тутти знаменитые люстры Большого зала, кажется, дрожали в такт. Именно звук, тембр оркестра ЗКР можно смело заносить в список нематериального наследия Петербурга. Он отличается несуетностью, чистой радостью и кристальной ясностью, а главное — оркестранты ЗКР сохранили способность любоваться каждой нотой, каждым поворотом музыкальной фразы, даже несмотря на случившиеся пару раз досадные киксы.

А может, маэстро Мета своей несуетной и чуткой манерой дирижирования напомнил истосковавшимся по своему худруку музыкантам об этом наслаждении и чуткости. Можно пуститься в детальный разбор исполнения, и тогда придется попенять устроителям концерта на крайне неудачный выбор хора, который своим уровнем никак не дотягивал до коллег по сцене. Но это объясняется тем, что обозначенный композитором хор мальчиков не смог принять участия в концерте из‑за коронавирусных ограничений и их заменили студенческим женским хором. Можно еще раз восхититься солистами-концертмейстерами… Да и Малером, конечно, тоже: его мастерством музыкального драматурга и его музыкальным языком, который и через 125 лет остается современным. Каждый поворот мысли, каждый возникающий мотив отзывается в сердце слушателя радостью узнавания и приятия, захватывает и ведет к катарсису. O Mensch! — поет солистка (меццо-сопрано Елена Манистина) слова Ницше в начале четвертой части (О Человек, внемли, Что говорит глухая полночь?). Amen! — отзывается в сердцах слушателей этого священнодействия.

Но… Знаменитый маэстро, прославленный коллектив, нагруженная философскими смыслами почти двухчасовая партитура Малера для грандиозного четверного состава оркестра… Почему‑то возникло стойкое ощущение не заслуженного нами пира во время чумы (абсолютную оторванность от реалий современного мира подчеркивал полный зал с битком набитыми хорами). И — никуда было не деться от чувства печали, печали от осознания fin de siecle — конца прекрасной эпохи. Как-то Санкт-Петербургская филармония встретит свое второе столетие, с именем какого дирижера войдет в него оркестр ЗКР?


#филармония #100-летие #дирижер

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 17 (7100) от 01.02.2022 под заголовком «Конец прекрасной эпохи».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?