Дирижер Зубин Мета выступил в Петербурге

Легендарный дирижер Зубин Мета вчера выступил в Петербурге вместе с Заслуженным коллективом России. Маэстро дирижировал полуторачасовую Третью симфонию Густава Малера в Большом зале Филармонии.

Дирижер Зубин Мета выступил в Петербурге | ФОТО Анны ФЛЕГОНТОВОЙ/предоставлено пресс-службой Филармонии

ФОТО Анны ФЛЕГОНТОВОЙ/предоставлено пресс-службой Филармонии

В эпоху отмен и замен событием стало уже то, что маэстро Мета просто смог добраться до Петербурга целым и невредимым. Когда он занял свое место за столом в Бетховенском фойе на встрече с журналистами, его выступление уже началось. Уроженец Бомбея, выходец из аристократической семьи парсов, получивший образование в Вене, он в свои 85 лет лучится счастьем, азартом, энергией, и глаза его горят.

«Музыка — мой второй язык, моя вторая религия. Жду не дождусь каждого нового концерта. Вчера был в одном городе, одной стране, завтра в другой, сегодня — у вас, в Петербурге, и жду с нетерпением своего концерта в этом зале с восхитительной акустикой. Я не могу остановиться. Вот жена хочет, чтобы я остановился и отдохнул».

Биография Зубина Меты богата не только обычными концертами и спектаклями (насколько обычными можно называть выступления с его участием), но и множеством громких, масштабных проектов. Достаточно назвать лишь пресловутый концерт трех теноров в Риме, который дирижировал именно Мета вместе со своими друзьями — Пласидо Доминго, Лучано Паваротти и Хосе Каррерасом. Его часто об этом спрашивают, и все, о чем он смог сказать на петербургской встрече, что концерт был организован ради того, чтобы болевший лейкемией Каррерас поскорее выздоровел и вернулся в строй на сцену. И Хосе действительно остался жить и продолжил карьеру.

Человеком мира Мету нужно называть после того, как он продирижировал Вторую симфонию Малера «Воскресение» неподалеку от Бухенвальда, где располагался нацистский концлагерь. Он дирижировал двумя оркестрами: Израильским филармоническим и Баварским государственным. Пять раз Зубин Мета вставал первого января к подиуму в Золотом зале Музикферайна дирижировать Венским филармоническим оркестром на традиционном новогоднем концерте.

Совсем недавно маэстро выпустил премьеру оперетты «Летучая мышь» Штрауса во Флоренции: «Оперетта несет свет и радость, поднимает настроение и жизненный тонус. Мы сегодня как никогда прежде нуждаемся в такой музыке. Я как профессионал вырос в Вене — и в этом весь ответ на вопрос о моей любви к жанру оперетты. «Летучая мышь» занимала очень важную часть моей жизни, равно как и музыка Иоганна Штрауса».

Маэстро Мета после проведенной операции на бедре вынужден дирижировать сидя. После пресс-конференции его тоже увезли в кресле, но перед бодростью и активностью феноменальной памяти этого музыканта можно только преклоняться и ею восхищаться. Увидев свою фотографию шестидесятилетней давности, которую специально для него работники Филармонии принесли на эту встречу, он тут же вспомнил свое состояние тогда: «Это я в депрессии после не очень удачного, на мой взгляд, первого концерта». В 1964 году он впервые приезжал в Ленинград выступить с уже тогда прославленным оркестром Ленинградской филармонии — Заслуженными оркестром республики, как он тогда назывался, и принял участие сразу в двух концертах. С благодарностью вспоминал Зубин Мета о том, как общался на немецком языке с Евгением Мравинским, который дал тогда ему немало ценных профессиональных советов.

А его самый первый визит в Ленинград состоялся в 1962 году, когда он прилетал сюда с Монреальским симфоническим оркестром. Концерт имел политическое значение, на нем присутствовал глава канадского парламента. Для своей вступительной речи Мета выучил тогда благодаря ассистенту, украинскому виолончелисту, большую фразу по русски: «Я надеюсь, что наш концерт послужит началом культурных отношений между Канадой и Советским Союзом»

Вспомнил маэстро и о том, что дирижер Кирилл Кондрашин записывал на магнитофон исполнявшуюся на одном из двух концертов Симфонию в трех движениях Стравинского, нот которой тогда здесь не было и в помине. «И Стравинский тоже был очень рад, что я исполнил его симфонию здесь». На вопрос о составе Израильского филармонического оркестра, в котором играли много музыкантов, эмигрировавших в свое время из Советского Союза, Мета ответил, что это был «самый большой подарок для молодого оркестра». В продолжение этой темы он вспомнил о том, как из‑за неудачной шутки лишился на время гастролей в СССР. Когда в 1976 году в Лос-Анджелесе отмечалось 200‑летие независимости США от Британии, после выступления к нему за кулисы заглянул глава Госконцерта, чтобы предложить гастроли. «Спасибо за еврейских музыкантов», — неосторожно пошутил Мета, после чего Монреальскому оркестру было разрешено приезжать в СССР только с другим дирижером.

Вчера Зубин Мета дирижировал одну из своих самых любимых симфоний — Третью Малера. К сожалению, из‑за новых, вынужденных, но крайне неприятных ограничений — невозможности детям посещать театральные и концертные залы — эта симфония прозвучала без детского хора, который должен был исполнять хор ангелов в духе Рождественской песни. Их заменила женская группа хора. Но маэстро покорно принял это очень грустное известие: «Такого не было никогда. Сегодня все носят маски — от Монголии до Буэнос-Айреса. Мы в такой ситуации можем лишь выполнять предписания».

А на вопрос о том, что он посоветовал бы молодым дирижерам и певцам, Зубин Мета ответил коротко: «Хорошо готовиться к первой репетиции».


#дирижер #филармония #концерт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 16 (7099) от 31.01.2022 под заголовком «Планета Меты».


Комментарии