Кому сдавать вахту? Литература потеряла значимость в обществе

Я обратился к участникам семинара молодых прозаиков, который в начале осени проходил в Музее-заповеднике И. С. Тургенева, с простым, почти школьным вопросом: сколько, какое количество русских писателей ХIX века вот так, навскидку, они могут назвать. Просто число, даже без имен. Опросил всех. Самые смелые назвали пятнадцать, самые робкие – пять.

Кому сдавать вахту? Литература потеряла значимость в обществе | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Народ от восемнадцати лет до тридцати двух, после школьного образования новейшего образца. Думаю, поскромничали, только в окружении Пушкина, конечно, могли бы назвать пять, а то и десять имен. Спросил следом еще: кто знает, видел, держал в руках биографический словарь «Русские писатели 1800 – 1917 гг.»? Не поднялась ни одна рука. Не удивился. Первый том словаря вышел на закате советской власти, в 1989 году, тиражом 100 000 экземпляров. В муках рожденный через тридцать лет, в 2019 году, шестой том вышел тиражом 1000 (одну тысячу) экземпляров. Когда выйдет завершающий, седьмой, том и каким тиражом, сегодня вам не скажет никто.

На мой взгляд, ярчайшее свидетельство девальвации литературы в общественном пространстве.

Почему я напомнил «семинаристам» о том, что такое издание, пусть еще и незавершенное, все-таки существует? Да потому, что в нем представлены отечественные писатели XIX века числом более трех с половиной тысяч. Словарь не справочник, в нем даны высокой квалификации статьи о каждом представленном писателе сообразно его вкладу в литературу. К примеру, Батюшкову Константину Николаевичу отведено почти пять страниц энциклопедического формата. Пушкину – двадцать шесть страниц. Уникальное издание во многих отношениях. Враги книги уверяют – сейчас есть Интернет: набрал в поисковике и пожалуйста... А что набрал? Надо же еще знать, кто до тебя жил, работал и создал великую русскую литературу. Это все равно как браться за инженерное дело, не зная справочника HUTTE, необходимого для проектирования и расчета, выдерживавшего миллионные тиражи. Отношение к словарям и справочникам говорит о серьезности отношения к профессии.

Сейчас, в пору легкописания и легкопечатания, когда по улицам ходят зазывалы: «Напечатаем вашу книгу. Недорого!», в пору буйного расцвета литературного ширпотреба, унижения литературы в школе, было важно дать участникам семинара хотя бы самое общее представление о пространстве и высоком достоинстве отечественной литературы. Тем более что разговор шел не где-нибудь, а непосредственно в музее-заповеднике И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново». А в шестидесяти верстах еще и «Ясная Поляна», где тоже жил писатель «из глубинки».

Я не знал, как начну разговор с начинающими сочинителями из племени младого, незнакомого. Решил положиться для начала на Пушкина:

О вы, которые, восчувствовав отвагу,

Хватаете перо, мараете бумагу,

Тисненью предавать труды свои спеша,

Постойте – наперед узнайте, чем душа

У вас исполнена – прямым ли вдохновеньем

Иль необдуманным одним поползновеньем,

И чешется у вас рука по пустякам...

Но уже знакомство с представленными работами дало ответ, быть может, на самый важный вопрос: случайных в литературном деле молодых людей на моем семинаре не оказалось.

Одна из приоритетных целей Союза российских писателей – объединение единомышленников в регионах. В «Спасское-Лутовиново», под крыло директора музея-заповедника С. А. Ступина и его коллег, приехала молодая пишущая братия из Центрального района России – из Липецкой, Калужской, Ярославской, Смоленской, Белгородской, Костромской областей, а также Московской области и самой Москвы.

Мы получили около пятисот работ молодых авторов, претендовавших на участие в семинаре. По итогам заочного конкурса были приглашены к участию в семинаре тридцать человек.

Мне было крайне интересно, как «рожденные в года глухие», по преимуществу в «лихие 90-е», ощущают нынешнюю жизнь и существенна ли для них жизнь, прожитая нами, уходящим поколением. Удивился и порадовался: ни высокомерия по отношению к прошлому, ни радости от пребывания в нынешнем безвременье не увидел. Удивился, как остро и скорбно чувствуют ушедшую жизнь в небольших повестях точный в слове Максим Васюнов – «Фабрика игрушек» и «Фидель», Татьяна Моисеева в пронзительных рассказах о нынешних стариках «Счастливый билет» и «На краю», Глеб Кривошеин, написавший рассказ «Командировка» о поездке фотографа в вымершую деревню. Повесть Александра Иванова «Солнечный пес» для меня отозвалась эхом чеховского «Черного монаха». И это не подражание, а перекличка как раз «глухих» времен.

Признаюсь, принимая приглашение на семинар, ожидал встречи с «детьми свободы», циничной вольности, эпатажа на продажу, румяного самодовольства и ничего этого не увидел.

Вот она какая у нас – литературная провинция! И радует не только то, что каждый ищет свой голос, но и то, что сострадательный голос большой русской литературы, способность говорить о чужой боли, как о своей, они приняли не со слов наставников, а своим свободным признанием.

Да, время соединяется в людях и через людей. Так же, как и рвут его, вычеркивают, предают забвению, мстят прошлому тоже люди. Не знаю, много ли полезного для себя взяли от семинара его молодые участники, а мне пришлись по душе даже не сами сочинения «семинаристов», в большинстве своем свидетельствующие о литературных дарованиях авторов, а само ощущение жизни, в них запечатленное. Наше прошлое, трагическое, противоречивое, жизнь, пущенную под откос, в обвал, они чувствуют, как и подобает художественным натурам, без угодливой журналистской претенциозности и верхоглядства. Как археологи на раскопках, они бережно и тревожно, в ожидании встречи с неведомым, сметают то, что сверху, чтобы доискаться, увидеть ответы на вопросы, во все времена мучающие людей, всерьез задумывающихся о жизни.

Культура, и литература как все еще существеннейшая ее часть, казалось бы, самая зыбкая, уязвимая, противящаяся внешнему воздействию почва, как раз и содержит в себе те неколебимые основания, на которых только и может быть воздвигнуто спасительное для народа здание национального единства.

#литература #книги #культура #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (6785) от 15.10.2020 под заголовком «Кому сдавать вахту?».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?