Коллекцию музея им. Павлова в Колтушах пополнят «секретные материалы»

На колтушской площадке Института физиологии им. Павлова РАН – дежавю. Год назад в этом первом российском наукогородке похозяйничали художники, творящие в области медиаискусства и сайенс-арта, – и первый этаж «Старой лаборатории» превратился в постоянно действующую экспозицию «Новая антропология». Соединение в одной экспозиции науки и искусства позволяет нюхать, как пчелы, видеть руками и, нажимая на клавиши, играть на нервах. Проект получил ряд наград, увеличил посещаемость музея в десять раз. И вот сейчас опять: ученые и художники сообща думают, как преобразить уже второй этаж здания.

Коллекцию музея им. Павлова в Колтушах пополнят «секретные материалы» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

На втором – мемориальный музей. Личных вещей Павлова не очень много: музей появился только в 1949-м, к тому времени раритеты осели в других местах города, где Иван Петрович жил и работал. Но дух места сохранился определенно. Даже если сотрудник музея и не может поручиться, что велосипед на веранде – тот самый, на котором неугомонный Иван Петрович разъезжал по местным колдобинам в любую погоду. Но настольный календарь – точно его, Ивана Петровича. 1936 год, раскрыто на листах со странными сейчас формулировками: «среда, второй день шестидневки; четверг, третий день шестидневки». В третий день шестидневки, 27 февраля, он умер.

Музей – 80 кв. м. Его собираются расширить до 350 кв. м. Под эту задачу петербургский Техно-Арт-Центр и Институт физиологии и получили уже второй президентский грант.

– Мы хотим деликатно интегрировать в традиционное пространство современное искусство в разных его видах, – говорит директор Техно-Арт-Центра Ирина Актуганова. – Но это будет по-прежнему музей, рассказ об истории физиологической школы.

Это принципиально: музей Павлова расширится до музея павловской школы – его учеников и продолжателей дела.

– Абсолютно точно нужно рассказать про нашего второго после Павлова директора, Орбели, – начинает перечислять руководитель музея Лариса Андреева. Она три месяца работала в архивах, признается, что в некотором ошеломлении от того, в каких секретных проектах институт участвовал.

– Наш институт – вообще довольно загадочное «образование». Мы работали с Военно-медицинской академией: тут проводили фундаментальные исследования, а в академии порой те же люди доводили их уже до прикладных разработок.

Среди некогда секретного – так называемая проблема «обитаемых камер»: исследовали, какие условия должны быть на подлодках, в самолетах, на космических кораблях.

В военное время активно изучали сенсорные системы: восприятие боли, последствия контузий. Работали со зрительными иллюзиями для создания маскировок.

Надеются, что найдут патент на костюм космонавта «Чибис» (сам костюм на выставке «Космос» в Москве пребывает): был разработан колтушскими учеными, снижает плохое воздействие невесомости.

В Колтушах спасали и опальную генетику – конечно, будет рассказ про Михаила Лобашева, с которого «списан» ничуть не генетик, а летчик-полярник Санька Григорьев из «Двух капитанов» Каверина («Представляете, у нас и сейчас работает ученая, которую Лобашев, можно сказать, воспитал, оказал очень большое влияние на ее судьбу»). В колтушских лабораториях придумывали первые аппараты для глухих – тогда это были здоровенные ящики.

Эпохальные фигуры: Владимир Черниговский (космическая медицина), Александр Уголев (открытие пристеночного пищеварения; и космическая гастроэнтерология, «пища для космонавтов»), Леонид Фирсов (изучал память, интеллект и язык общения обезьян). И многое-многие другие.

Ирина Актуганова отдельно попросила ученых «актуализировать» информацию о женщинах в науке – в Институте физиологии их, выдающихся, немало, но они как будто в тени. Непременно будет рассказ о Нине Александровне Рокотовой – в войну была старшим врачом авиационного полка; после войны основала лабораторию физиологии движения.

Есть еще идея – рассказать о том, кто в Колтуши приезжал: Герберт Уэллс, Нильс Бор...

– Как все будет – мы еще не знаем, – констатирует Ирина Актуганова.

Говорит: попробуют применить «метод коллективного проектирования». Слишком много людей уже предложили идеи для второго этажа, так что одному человеку брать на себя «кураторство» как-то неловко.

Среди художников, которые намерены участвовать, – и авторы экспозиции «Новая антропология». В экскурсии по музею к ним присоединились студенты из Университета ИТМО (осваивают направление «научная коммуникация»).

До конца года ученые и художники будут продумывать новую экспозицию, в начале следующего года представят проект музея публике, а в конце мая 2021 года должен открыться обновленный, но по-прежнему мемориальный музей «Школа Павлова».

#музей #наука #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 184 (6782) от 12.10.2020 под заголовком «Скоро в школу. Ивана Павлова».


Комментарии