Худрук в законе

Неписаный театральный закон гласит: «Драматург должен жить долго». Подразумевается, что в творчестве автор-долгожитель способен охватить целые исторические пласты, как это удалось, скажем, Алексею Николаевичу Островскому. Но долго следует жить не только сочинителям пьес и романов. Пример Виктора Новикова, художественного руководителя Театра им. В. Ф. Комиссаржевской, говорит о том, какую пользу может извлечь театр из опыта своего руководителя, пришедшего в эти стены полвека назад.

Худрук в законе | ФОТО Нины АЛОВЕРТ предоставлено издательством «Балтийские сезоны»

ФОТО Нины АЛОВЕРТ предоставлено издательством «Балтийские сезоны»

Конечно, начинал он не как руководитель, а как помощник Рубена Агамирзяна, заведующий литературной частью, и за годы успешной работы снискал репутацию легендарного завлита. Сейчас этот совокупный опыт делает его настоящим профессионалом. Таких уникумов в российском театре единицы. И дело не в «выслуге лет», не только в том, что на его глазах и при его непосредственном участии поставлено почти двести спектаклей. За эти годы грандиозные перемены произошли как в Театре Комиссаржевской, так и в театральном устройстве вообще.

В труппе шутили, что при Агамирзяне все ходили в кирзовых сапогах, шинелях и ватниках, а при Новикове переоделись в шелк и бархат. Действительно, театр из черно-белого стал многоцветным, не только буквально, но и фигурально. То обстоятельство, что худрук, театровед по образованию и призванию, не ставит спектакли, а по-прежнему выстраивает репертуар и приглашает режиссеров самых разных направлений - и традиционалистов, и авангардистов, - невольно встраивается в общероссийский контекст. Режиссеры (за редким исключением) сегодня не спешат идти дорогой Товстоногова, собирать актерский ансамбль, планировать жизнь театра на годы вперед. Куда выгоднее перелетать из театра в театр, ставить в разных городах и странах, не неся большой ответственности.

Мало кто хочет всерьез строить театр. А тот, кто хочет построить что-то имени себя, как правило, слаб в коленках. Пороху не хватает. Амбиции распространяются исключительно на собственное творчество, а забота о труппе перекладывается на плечи директора. Так возник миф об интендантском театре, который одно время представлялся чуть ли не панацеей от всех бед.

Там, где рулит крепкий администратор, возникает два варианта развития событий: менеджер либо слепо обслуживает режиссера, либо соглашается, что театр - это сфера услуг, и рвется исключительно к кассовому успеху. Другая крайность - самовластие режиссера, поглощенного самообслуживанием. Такого не волнуют ни интересы публики, ни развитие актерских индивидуальностей. В итоге театр хромает даже не на обе ноги, а на все четыре. Как говорил чеховский Фирс: «А теперь все враздробь».

Чтобы как-то гармонизировать явно неблагополучную ситуацию, нужны некие опорные фигуры. Если нет творческого лидера (например, Додин), то должен быть хотя бы полноценный художественный руководитель. Иногда это может быть актер, но, как выясняется, худрук из театроведов - вариант весьма перспективный. Тем более что фигура завлита в классическом понимании сегодня анахронизм, и это катастрофически сказывается на общей театральной картине. Пиариться театры научились, а грамотно выстраивать афишу, искать авторов, подбирать материал для актеров, открывать новые (или хорошо забытые старые) имена умеют и желают все хуже и меньше. Эта территория свободна. Нельзя же считать пьесы Чехова и Шекспира открытием сегодняшних завлитов, как правило, именуемых, по штатному расписанию, PR-менеджерами. Сегодня давит экономика (классикам не надо платить авторские). И только-только начинают прислушиваться к тем, кто бунтует против причисления театра к сфере услуг.

На посту художественного руководителя Виктор Новиков никак не мог смириться с ролью обслуги. Не так был воспитан и не к тому стремился.

Если совместно с Агамирзяном он открывал и пробивал пьесы Друцэ и Шатрова, Горина и Галина, Дворецкого и Розова, Симонова и Булгакова, то начиная с 1990-х репертуарный прорыв был связан с расширением режиссерского состава, ярко и разнообразно работавшего с труппой. Владислав Пази, Владимир Воробьев, Александр Морфов, Вениамин Фильштинский, Александр Баргман, Иван Латышев, Игорь Коняев, Леонид Алимов, Роман Смирнов, Григорий Дитятковский... Они насыщали афишу яркими театральными идеями самого разного толка, коренным образом обновили лицо театра. Новиков доверяет постановки и рвущимся в режиссуру актерам театра, и представителям арт-хауса, эксперименты идут и на камерной сцене, и на большой. Не всегда и не все удается, и все же труппа пополняется интересными индивидуальностями, а основному составу удается раскрывать свои возможности. Лучшие актерские силы вышли на авансцену петербургской театральной жизни и привлекли внимание столичной публики и критики.

В театре Виктор Новиков, которому сегодня исполняется 75 лет, живет, согласно традиции. 50 лет в одном театре - завидный срок. Но дело все же не в протяженности, а в качестве жизни. И в самой личности худрука. Он строит театр для людей и знает, что живые люди должны быть по обе стороны занавеса. Чему неустанно способствует.

#Виктор Новиков #театр Комиссаржевской #худрук

Комментарии