Художник Вячеслав Михайлов подарил петербургскому музею 40 рисунков
В главном здании Музея театрального и музыкального искусства на площади Островского, 6, открылась выставка - дар известного петербургского художника Вячеслава Михайлова. Он подарил музею 40 рисунков, в основном это портреты актеров и режиссеров.
Портрет Владимира Высоцкого. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Михайлов давно сотрудничает с театралами, поэтому подарок выглядит естественным жестом друзьям. А когда Наталья Метелица, директор Театрального музея, предложила сделать выставку к этому событию, Михайлов вместе с музейщиками сочинил автобиографический проект, соединив дар с другими произведениями, созданными в разные годы.
Для «Санкт-Петербургских ведомостей» художник согласился провести небольшую экскурсию по выставке. Она начинается с парных рисунков 1984 года - автопортрет и портрет жены Лидии. Спрашиваю: «Чем вы занимались в то время?». «Искал себя, носил густую шевелюру ниже плеч, большими глазами смотрел на мир, - отвечает Михайлов. - как-то купил большую барочную раму для картины и поехал с ней в деревню по раскисшей после дождей дороге. В какой-то момент рама упала, почти утонула в грязи и выдавила на поверхность кусок земли. И я понял, что с академической живописью покончено: буду заниматься фактурами».
Впрочем, на выставке представлен вполне реалистический портрет композитора Сергея Прокофьева из собрания Театрального музея. Михайлов говорит, что редко работает на заказ, но это был тот самый случай. Портрет Олега Ефремова, напоминающий лики Эль Греко, художник создал по собственной инициативе. Он дружил с режиссером, ездил к нему в Москву, бывал на репетициях во МХАТе.
Серия «Театральные композиции» была нарисована в 1990-е годы. Многофигурные композиции выглядят зарисовками, сделанными на спектаклях. То актеры в тогах разыгрывают античную трагедию, то они же в кепках изображают суровую советскую действительность. На самом деле это скетчи, которые, по признанию Михайлова, рисовались в моменты творческого «застоя», когда не было идей для живописи.
Основа дара и выставки - портреты, нарисованные художником в последние двадцать лет. В основном в технике «тушь, гусиное перо». Виртуоз рисунка, каким является Михайлов, использует птичье перо, чтобы получить большой диапазон штрихов - от широких до ювелирно тонких. Он никогда не работает с натуры и особенно не стремится к фотографическому сходству, что при его мастерстве было бы легко достичь. Ему гораздо важнее показать своих персонажей в моменты размышления о жизни, что называется, заглянуть им в душу.
В галерею портретов входят мятущиеся Василий Шукшин и Владимир Высоцкий, довольный собой Федор Бондарчук. Юный Константин Райкин понимает, что игра в легких шекспировских комедиях закончена, начинается работа руководителем театра.
Для многих неожиданным покажется появление портретов Сергея Шнурова и Дмитрия Нагиева, но они тоже герои нашего времени.
Из традиционной развески вдоль стен не случайно выделены и помещены на «афишные тумбы» две работы - автопортрет 2017 года и портрет Валерия Гергиева 2014-го. Обычно фотографы стараются запечатлеть маэстро за дирижерским пультом во время концерта. Михайлов изображает лицо полководца, который готовится бросить в творческий бой свое войско под названием Мариинский театр. Что касается автопортрета с пронзительным взглядом, то Михайлов прокомментировал его несколько видоизмененным латинским девизом: «Делай, что делаешь, и будь, что будет». В оригинале - «делай, что должно...», но для художника долг и работа равнозначны.
Выставку, которая продлится по 22 февраля, дополняют абстрактные полотна последних лет, в которые Михайлов экспериментирует с яркими красками.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 009 (6607) от 21.01.2020 под заголовком «Из-под птичьего пера».





Комментарии