Храня цифровое наследие. Гендиректор РНБ о праве на информацию в электронном мире
Генеральный директор Российской национальной библиотеки, доктор юридических наук, профессор Александр ВЕРШИНИН - частый гость на страницах «Санкт-Петербургских ведомостей». Поводом для нынешней встречи стала его книга, которую, по его собственным словам, он писал и переписывал десять лет - урывками, в дороге: то в поезде, то в самолете, а в лучшем случае - в выходные дни. Сложно было успевать в директорской текучке еще и за постоянно меняющимся законодательством. Книга - о праве на информацию в электронном мире. В нынешнем году издание наконец должно увидеть свет.
Фото: Pixabay
- Александр Павлович, в чем здесь проблема: разве кто-то оспаривает или покушается на это право?
- Как и с любым правом - это случается. Конечно, важно понимать, как защищать свое право, а для начала - вообще как его реализовать. Ведь электронное пространство все в большей степени подчиняется правовому регулированию. Кроме того, новая реальность: цифровой мир нуждается не только в охране, но и в сохранении. Сегодня Глобальную сеть называют «пергаментом» цифровой эпохи, а электронные образы становятся ее памятниками, даже в виде мемов и истории посещений сайтов.
Еще в 2003 году ООН приняла Хартию о сохранении цифрового культурного наследия. В ней, в частности, говорится: «Существует угроза того, что цифровое наследие мира может быть безвозвратно утрачено для последующих поколений». А затем в числе факторов, способствующих этому, значится: «отсутствие соответствующих законодательных актов». И далее: «Государствам-членам для обеспечения охраны своего цифрового наследия необходимы соответствующие правовые и институциональные механизмы».
В нашей стране до сих пор есть только отдельные правила по вопросу хранения цифровой информации, но нет систематизированного законодательства. Хотя о том, что российская система сохранения электронной информации (в том числе ресурсов в Интернете) должна быть создана, было сказано в президентском указе об основах государственной культурной политики, подписанном уже достаточно давно, в декабре 2014 года.
- А есть ли вообще нормативно-правовая база для такой системы?
- В том-то и дело, что она пока находится в самой начальной стадии формирования. Есть лишь отдельные нормы. Например, согласно Гражданскому кодексу, действует правило: «Государственные архивы в пределах своей компетенции вправе создавать единичные копии произведений, размещенных в сети Интернет, для хранения в архиве с исключением последующего воспроизведения и доведения до всеобщего сведения». Очевидно, что это дозволение одновременно содержит и немало ограничений, препятствующих сохранению и использованию информации из Интернета.
Возможно, теперь выполнение президентского указа ускорится, поскольку принятой недавно поправкой к Конституции в статье 71 впервые закреплено понятие «цифровые данные». В Основном Законе, принятом в 1993 году, в «доцифровую эпоху», такого понятия не было. Цитирую дословно пункт «м»: «В ведении Российской Федерации находятся: обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных».
Еще в Президентской библиотеке мы начали масштабную работу по оцифровке книг и сохранению их электронных копий. И там же мы начали заниматься деятельностью, которой планомерно не занимался никто в нашей стране, - архивацией интернет-сайтов. Ведь мы столкнулись с тем, что сайты исчезают, информация на них пропадает, и восстановить ее просто невозможно. А она не только представляет историческую ценность, но и имеет непосредственное практическое значение.
Одним словом, ситуация обстоит следующим образом: хотя еще нет системы правового регулирования, есть учреждения, готовые хранить цифровую информацию. И мы хотели бы «застолбить» за РНБ именно это направление.
От Министерства культуры мы уже получили поддержку в виде субсидий на расширение емкости нашего электронного хранилища и в нынешнем году увеличили его более чем в два раза - с 300 до 800 терабайтСейчас разрабатываем положение о том, какой электронный фонд мы будем создавать. Речь идет не только и не столько о том, что мы будем оцифровывать книги, - эта работа уже достаточно давно ведется, а о том, чтобы хранить документы - литературные, научные, публицистические, личные, изначально созданные в цифровом виде разных форматов (сайты, издания, блоги, чаты).
- Продолжая вашу мысль: по-видимому, настало время, чтобы хранить и рукописи, созданные в электронном формате?
- Да, это можно делать по соглашению с авторами. Нам требуется определить: какие цифровые объекты мы можем и будем сохранять?
В Президентской библиотеке было понятно: фонд посвящен истории государства и права, и мы архивировали государственные ресурсы - президентский сайт и правительственный. Но работая с сайтами других государственных органов, обнаружили, что в некоторых случаях приходится иметь дело, как ни странно, с частными структурами. И нам уже эти сайты, руководствуясь даже государственным интересом, нельзя не только использовать, но и хранить.
Пилотный проект РНБ - архивирование электронных региональных энциклопедий. Публичка сравнительно давно собирает эти интересные и полезные издания в традиционном, бумажном, формате. Но в Интернете появляются региональные энциклопедии, которые не находят своего отражения на бумаге...
- А потом нередко просто исчезают?
- Увы, именно так. Наряду с региональными энциклопедиями в наших планах - еще и сохранение электронных версий средств массовой информации. Ведь многие СМИ сегодня уже не выходят на бумаге, и совершенно непонятно, как они могут служить источниками информации в будущем, через десятки лет. Кроме того, сегодня уже практически невозможно найти электронные версии СМИ, выходивших несколько лет назад. К бумажной газете можно обратиться, а к электронной?
Архивация сайтов СМИ нужна не только для будущих историков. Она требуется и для более ответственного отношения авторов и издателей электронных СМИ к своим информационным продуктам. Ведь кажется, что все очень просто: если ресурс электронный, то нет никакой проблемы что-то изменить, поправить в тексте. В отличие от бумажной газеты, где написанное пером, как говорится, уже не вырубить топором. Мы же предполагаем сохранять оригинальную, первоначальную версию электронного СМИ.
- То есть редакторы на сайте своего издания могут удалить текст, поправить его, а на официальном архиваторе он останется в первозданном виде?
- Конечно. Между тем содержание сайта может стать основанием для судебного разбирательства, для защиты прав, следствия и так далее. А сейчас - материал из Интернета просто удалили, и никакой ответственности нет, если его не успели обеспечить в нотариальном порядке. Доказать очень трудно, что в Глобальной сети когда-то нечто было опубликовано.
Здесь, казалось бы, мы находимся уже в сугубо юридической области. Но на самом деле правоведение и библиотековедение - очень близкие сферы. Codex в переводе с латинского - это «книга», а в Императорской Публичной библиотеке многие известные сотрудники, не только руководители, имели юридическое образование...
Увы, в середине текущего десятилетия РНБ утратила ряд передовых позиций. От ее перевода в разряд филиала Российской государственной библиотеки наши активисты, как им показалось, «отбились». Но как-то не обратили внимание, что в это же время за РГБ законом были закреплены важнейшие функции. Она стала оператором Национальной электронной библиотеки и государственного реестра «Книжные памятники».
Кроме того, она получает обязательный электронный экземпляр печатного произведения. Мы его лишены и теперь боремся за то, чтобы наши читатели могли хотя бы получать доступ к электронной копии произведения в читальных залах РНБ. Технологически это уже несложно. А вот наличие права на такой доступ еще не для всех очевидно.
Поэтому наша задача, которая, уверен, Российской национальной библиотеке вполне по силам, - осваивать и развивать среди своих приоритетных направлений деятельности новые проекты в сфере сохранения и использования цифрового культурного наследия.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 157 (6755) от 03.09.2020 под заголовком «Храня цифру мира».
Комментарии