«Танцемания» Мариуса Петипа – в Музее театрального и музыкального искусства

Если классический русский балет по сей день почитают лучшим в мире, в этом - огромная заслуга Мариуса Петипа. Рудольф Нуреев сравнивал его балеты с драгоценными камнями.

«Танцемания» Мариуса Петипа – в Музее театрального и музыкального искусства | Премьера балета «Щелкунчик» прошла в Мариинском театре в декабре 1892 года. По сей день этот балет — непременный спутник Рождества и Нового года. ФОТО предоставлено пресс-службой музея

Премьера балета «Щелкунчик» прошла в Мариинском театре в декабре 1892 года. По сей день этот балет — непременный спутник Рождества и Нового года. ФОТО предоставлено пресс-службой музея

Празднование 200-летия со дня рождения великого француза, отдавшего свой талант России, растянулось на целый год и проходит во многих городах. Петербург - один из главных центров юбилейных торжеств. Юбилей хореографа в городе отмечали с размахом и изяществом.

Под занавес года свой весомый вклад в череду торжеств внес Музей театрального и музыкального искусства. Выставка «Танцемания», которая сейчас в нем открыта, - ожившие страницы истории Мариуса Петипа и его балетов. Если подниматься на пятый этаж, в выставочные залы, не на лифте, а по лестнице, можно увидеть огромные фотографии из балетов. Так мы словно с Петипа восходим на вершину его искусства и славы.

Почти 200 экспонатов, каждый интересен. Большинство из них происходит из богатейшей коллекции Театрального музея и Театральной библиотеки.

- Мы вместе храним большую часть наследия Петипа, - сказала на вернисаже директор Театрального музея Наталья Метелица.

Но акцент при создании выставки, по ее словам, они решили сделать на том, что публика видела чрезвычайно редко или не видела вообще никогда.

- Эта выставка - международный проект. Помимо нашего музея и библиотеки в нем участвуют Национальный центр сценического костюма Франции и стокгольмский Музей танца, - подчеркнула она.

Национальный центр сценического костюма, который был открыт в 2006 году в Мулене, предоставил ценнейшие костюмы к постановкам «Спящей красавицы» - пачку Ноэллы Понтуа для партии Авроры и костюм Сирила Атанасова для партии Принца Дезире.

Музей танца Стокгольма ради выставки расстался на время со своими сокровищами и привез восемь костюмов из «Спящей принцессы». Именно так назывался балет, поставленный в антрепризе Сергея Дягилева в Лондоне в 1921 году. Несмотря на интерес публики, скоро стало понятно: прибыль не возместила расходов. К балету Леон Бакст создал сотни костюмов, это была роскошная постановка, чрезвычайно дорогостоящая и Дягилева разорившая. Успех у публики был, но недолгий. Дягилев ведь сам приучил зрителей к балетам иного толка - коротким, емким, похожим на стихотворение или эссе в танце. А тут - классический балет, длинный, громоздкий, хотя и очень красивый.

В последние дни показа спектакля Сергей Дягилев пригласил в театр нескольких друзей, сказав им с горечью: «Посмотрите этот балет. Скоро он перестанет существовать, и вы уже никогда не увидите такой прекрасный ансамбль, такую великолепную хореографию и такое замечательное оформление. Это последняя реликвия великих дней Санкт-Петербурга». Труппа уехала, костюмы были оставлены в залог, потом распроданы на аукционах, после чего разлетелись по миру, осев в разных коллекциях и музеях. Как рассказала директор Музея танца Ева-София Эрнстелл, восемь костюмов из «Спящей принцессы» им удалось приобрести в 1990-е годы. Мы видим их впервые, до этого они не пересекали границы России.

В коллекции Театрального музея хранятся 17 костюмов к премьере «Спящей красавицы», которая состоялась в Мариинском театре в 1890 году. Некоторые из них можно увидеть на выставке. Так встретились звезды разных версий «Спящей красавицы», балета, который по сей день присутствует в репертуаре любого уважающего себя музыкального театра.

На «Танцемании» рассказывается не только о прославленных балетах Петипа, которые у всех на слуху. Здесь можно узнать и о тех постановках, что прочно забыты и известны лишь специалистам. Многие ли из нас слышали, например, о таких балетах, как «Синяя Борода», «Волшебные пилюли», «Флорида», «Голубая георгина», «Царь Кандавл»? Хореография их полностью утрачена, но сохранились эскизы, афиши, немногочисленные фотографии и оригинальные театральные костюмы из гардероба императорских театров. Этим некогда популярным, а ныне забытым спектаклям посвящен отдельный зал, который сами музейщики называют «пещерой-сокровищницей».

По замыслу музейного дизайнера Юрия Сучкова, залы погружены в полумрак, свет падает лишь на костюмы в витринах. И возникает ощущение, что ты в театре, смотришь какой-то грандиозный балет. Витрины окутаны вуалью так, что мы видим костюмы, фотографии и фрагменты декораций словно сквозь дымку времени. Красиво и немного грустно. Балет - живое искусство, его нужно видеть в движении. Поэтому в каждом зале размещены видеоэкраны, на которых показывают фрагменты спектаклей разных лет. Тени с экранов бросают голубые отсветы на костюмы в витринах. А зрители отражаются в стеклах витрин и бросают тени на освещенные белые экраны. В залах звучит музыка, и кажется, что ты стал одним из обитателей сказочного замка, о котором когда-то написал Иосиф Бродский:

Классический балет есть замок

                                               красоты,

чьи нежные жильцы от прозы дней

                                               суровой

пиликающей ямой оркестровой

отделены. И задраны мосты.

О том же, как используется наследие Мариуса Петипа сегодня, можно узнать на фестивале «Дягилев. Постскриптум», который пройдет в Петербурге с 17 по 27 ноября. Программа его необычайно богата. В частности, состоится международная научная конференция «Мариус Петипа на мировой балетной сцене» с участием специалистов разных стран. А завершится фестиваль вечером балета «Петипа. Метаморфозы. XXI век», в котором выдающиеся современные хореографы - Анжелен Прельжокаж, Мэтью Борн, Матс Эк, Алексей Ратманский продемонстрируют палитру интереса к наследию великого реформатора.

Театральный музей и Театральная библиотека подготовили энциклопедический двухтомник «Петипа. Танцемания», презентация которого состоится 28 ноября.

#балет #выставка #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (6322) от 15.11.2018 под заголовком «Хозяин замка красоты».


Комментарии