Хор «Млада» из Перми представил в Петербурге программу «От фолка до джаза»

На I всероссийском открытом хоровом фестивале-конкурсе «Радуга» хор «Млада» из Перми под руководством Ольги Выгузовой представил в нашем городе программу «От фолка до джаза».

Хор «Млада» из Перми представил в Петербурге программу «От фолка до джаза» | ФОТО предоставлено пресс-службой хора «Млада»

ФОТО предоставлено пресс-службой хора «Млада»

Всплеск хоровой музыки в концертных залах города сегодня говорит о том, что обстоятельства времени призвали на сцену этот вид искусства, способный объединять, поддерживать дух. Именно этому был посвящен концерт «Млады» в Капелле.

Хор давно не дебютант на петербургской сцене, у него есть большой пул фанатов, на что существует много причин, главная из которых — любовь к публике. Еще причины — феноменальное качество звука и отношение к хору как к уникальному инструменту, готовому состязаться в возможностях с симфоническим оркестром. Несколько лет назад в Концертном зале Мариинского театра этот коллектив представлял несколько программ, которые запомнились тщательно выверенной драматургией, основанной на классическом принципе крещендо от тишины к тутти, от интимного к всеобщему, от простого к сложному.

В Капелле «Млада» словно пригласила слушателей в свою творческую лабораторию, где исследовалось, кто заботливее всего пестовал и культивировал мелодию в сложном и часто немелодичном ХХ веке, неся ее энергию людям. Музыканты начали выступление с песни Александра Журбина «Как в России поют», а продолжили номером из цикла детских песен Петра Чайковского «Легенда», просто и смело создав смысловой и этический контраст, подвластный хоровому искусству. Показали они и свое умение интонировать, эмоционально наполнять, владеть динамикой от звука-полушепота до звука-боли, от звука, прельщающего красотой, до звука-служения. Руки руководителя хора Ольги Выгузовой творили что‑то невообразимое между балетом и симфонией.

После этих двух песен возникла знаменитая бардовская песня Булата Окуджавы про виноградную косточку, в которой так внезапно проросли розы «Легенды»: «Собирайтесь‑ка, гости мои, на мое угощенье, Говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву. Царь небесный пошлет мне прощение за прегрешенья. А иначе зачем на земле этой вечной живу». Здесь вальсовое кружение резонировало в струении аккомпанирующих голосов, которое словно бы питалось ароматами тбилисских улочек. Аранжировки захватывали филигранной простроенностью линий, сбалансированностью вертикали, гибкостью, ровностью звуковедения и звукоплетения. Магия хоровой музыки работала, как чудесный механизм.

После Agnus Dei («Агнец Божий») П. Тота, завершившего начальный блок песен, похожих на молитвы, случился переход в фольклорный регистр через «Зарю» Дамиана Мочника и «Троицкую» и «Закличку» Льва Горбунова, выплеснувшись в мощную кульминацию в танцевальных ритмах попурри «Балканских узоров». Этот эпизод доверили только женской части хора с ее обаятельной стилизацией народной манеры пения.

На «Младу» ходят еще и для того, чтобы подпитаться культурой сценических костюмов коллектива. В свой любимый Петербург они при­ехали в этот раз в черно-белой гамме. С помощью графически-кружевного орнамента они переключили ассоциации слушателей в регистр балканских теплых ветров, дыхания юга, солнца и моря. Слушать сидя такое пение было непросто — хотелось пуститься в ритуальный пляс… На волне этой кульминации музыканты совершили чудеса, исполнив сначала знаменитый номер «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Николая Римского-Корсакова, а затем феерической красоты «Песню Индийского гостя» из «Садко» того же композитора, дав в полной мере ощутить мелодический дар великого петербуржца. Переливы и мерцание хоровых линий словно отразили сияние драгоценных камней из сундука того самого заморского гостя на Новгородской ярмарке. Без музыки Римского-Корсакова этот хор обойтись не мог, поскольку он называется так же, как одна из грандиозных опер композитора, основанных на славянской мифологии.

Во втором отделении зал Капеллы по велению хоровых магов из Перми переформатировался в кинозал, озвучившись музыкой Андрея Петрова и Микаэла Таривердиева. В песне «Пароход» из репертуара Леонида Утесова зал пронзили крики одесских чаек, которые изобразили девушки за сценой, и имитация судовых гудков, порученная юношам на сцене: с иронией у этого хора всегда все было в порядке. Когда же в финале второго отделения хор «Млада» запел о том, «Как прекрасен этот мир», песню Давида Тухманова, на которой выросли поколения российских слушателей, сердце защемило от контраста стихов с тревожной реальностью. Но в том и состоит сила искусства, в частности хорового, что оно умеет создать иллюзию в звуках, успокоить, вернуть ощущение гармонии и силы.


#хор #музыка #Капелла

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 60 (7143) от 05.04.2022 под заголовком «Лучше хором».


Комментарии