Херувимы увидели свет. Реставраторы рассказали о находке в Благовещенской церкви
«Санкт-Петербургские ведомости» уже сообщали о том, что в нижнем храме Благовещенской церкви на Васильевском острове сделана интересная находка. Обнаружена единственная в Петербурге роспись в традиции «гризайль», созданная в масляной, а не темперно-клеевой технике. Реставраторы и специалисты КГИОП показали журналистам, как она выглядит.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Как пояснил нам Михаил Ботаковский, директор Петербургской реставрационной компании, на днях эта фирма завершит первый этап противоаварийных и профилактических работ в центральном нефе нижнего храма. В свою очередь эти работы состояли из нескольких тонких и кропотливых операций. В частности, укреплении штукатурного и красочного слоев с помощью инъекций осетрового клея с антисептиком и извести. Затем следовали профилактическая заклейка красочного слоя специальной бумагой, а потом послойное снятие поздних «напластований» краски. В разных местах этих слоев было от 8 до 12. Основной «вклад» внес оборонный завод, поселившийся в Благовещенской церкви в 1936 году. Тогда нижний храм был превращен в место для теплоцентра и самых тяжелых станков. На пол были уложены бетонные подушки и асфальт, арки заложены кирпичами. Но, судя по старым фотографиям, и прежде росписи нижнего храма закрашивались.
Именно во время расчисток, которые проводились летом-осенью 2019 года, была обнаружена масляная «гризайль», которая, как и полагается этой традиции, имитирует скульптурный декор на стенках. В ходе работ были найдены изображения «розеток», а также херувимов, скрижалей Моисея и других ветхозаветных сюжетов, выполненных в небесно-голубой гамме. Общая площадь росписи в центральном нефе нижнего храма составляет 160 квадратных метров. Предположительно, она была сделана в 1830-е годы и заменила темперу.
Существует версия, что использовать масляную краску решили после того, как Благовещенская церковь сильно пострадала от наводнения 1824 года. Храм на Васильевском острове, расположенный на первом этаже, наверняка был подтоплен. Впрочем, остается вопрос: масляная краска не намного лучше переносит сырость, чем темпера. Возможно, были другие причины для использования этой техники. На этот вопрос предстоит искать ответ исследователям.
Повод будет в самое ближайшее время - готовятся материалы для включения росписей нижнего храма в предметы охраны Благовещенской церкви как объекта культурного наследия. Потребуется отдельная историко-культурная экспертиза, которая, возможно, даст ответ на этот и другие вопросы. Кстати, в храме на третьем этаже Благовещенской церкви сохранились и были отреставрированы большие медальоны с росписями на сюжеты Апокалипсиса. Так вот, они были созданы в XVIII веке маслом задолго до катастрофического петербургского наводнения.
В алтарной части нижнего храма Ботаковский показывает роспись маслом по штукатурке с изображением новозаветной Троицы, иногда этот сюжет называют «Отечество». Эта роспись была расчищена в прошлом году. На левом «парусе» найдено изображение архангела Гавриила, несущего благую весть. На правом «парусе» полной расчистки еще не было, но Ботаковский уверен, что там сохранилось изображение Богоматери.
По программе реставрационных работ 2019 года, была очищена от потемневшей олифы часть лица Бога-отца. Теперь можно представить, как выглядела вся роспись в алтарной части. Она была сделана предположительно во второй половине XIX века Романом Виноградовым, художником, академиком ИАХ. Он же выполнял роспись верхнего храма Благовещенской церкви, которая была отреставрирована несколько лет назад.
Возможно, под Троицей находится и более ранняя роспись, но современные принципы реставрации не позволяют разрушать последний по времени слой живописи.
Ровно 25 лет назад, в октябре 1994 года, после передачи приходу нижнего храма вся Благовещенская церковь стала принадлежать верующим. С тех пор светские власти, прежде всего КГИОП, включающий Благовещенскую церковь в свои реставрационные программы, и приход с его бессменным настоятелем отцом Андреем Дьяконовым работают вместе над возрождением этого памятника. Сейчас им предстоит решать сложную задачу. Как реставрировать сохранившиеся росписи нижнего храма? Уместно ли дописывать их для создания красивого интерьера или сохранить подлинник в первозданном виде? Сергей Макаров, председатель КГИОП, признал, что у него нет готового решения.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (6553) от 24.10.2019 под заголовком «Херувимы увидели свет».
Материалы рубрики
Храм полка. История Введенского собора на Загородном проспекте
Перила с трезубцами вернулись на Биржевой мост после реставрации
«Мадонна» Аракчеева. Сенсация вокруг иконы оказалась ложной
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии