Хартия о ценности Петербурга. Архитектор – о комфортной городской среде

Для развития комфортной городской среды в центре Петербурга требуется заново определить предмет, выявить тех, кто заинтересован в этой среде, и усадить всех за стол непростых переговоров. Таков итог состоявшегося недавно «круглого стола» о том, каким должен быть наш город. Одним из участников дискуссии был архитектор Максим АТАЯНЦ, с которым мы обсудили основные сюжеты состоявшегося разговора.

Хартия о ценности Петербурга. Архитектор – о комфортной городской среде | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Что, на ваш взгляд, надо сделать, чтобы центр Петербурга стал комфортнее?

– Прежде всего надо ответить на вопрос: что такое комфортная среда в центре? Для кого она создается? Кто там живет, работает, иногда приезжает из условных Мурина-Кудрова, туристов, разнообразного бизнеса, который работает в центре и на этом зарабатывает?

Уверен, что у них совершенно разные представления о комфорте. Какие именно, надо выяснить. Все версии должны быть публично высказаны и обсуждены. А затем создана хартия о ценности Петербурга. Эта ценность подразумевается, но не проговаривается.

В чем эта ценность для вас?

– В старой культуре, которая неразрывно связана с архитектурой. Таких городов в мире – единицы. Исторический центр стал объектом всемирного наследия ЮНЕСКО по той причине, что это сохранившийся комплекс, где городская среда больше суммы ценностей отдельных зданий. Даже если это Исаакиевский собор и Зимний дворец. За эту общую ценность была заплачена огромная цена – один миллион человек погибли в блокаду, защищая Ленинград...

Наверное, по этой же причине градозащитники борются за каждое историческое здание. На «круглом столе» были названы только две горячие точки. Казармам Финляндского полка на Большом проспекте Васильевского острова грозит снос и замена жилым комплексом. Гаванские бани снесены, вместо них внутри квартала появится 9-этажный жилой дом.

– Все зависит от того, что именно будет построено вместо прежних зданий. Другое дело, что среди горожан преобладает мнение: современных архитекторов нельзя ни под каким видом пускать в исторический центр Петербурга. Они только хуже ему сделают.

Это справедливый упрек?

– В значительной степени да.

Положительные примеры существуют?

– Они встречаются: например, здания на Малом и Большом проспектах Васильевского острова, один дом в старой части Невского проспекта. Они оттого и положительны, что малозаметны. И наоборот: малозаметны оттого, что положительны. Любая ошибка назойливо лезет в глаза.

Правда, когда наши архитекторы начинают работать под старину, то получается еще хуже, чем «современная» архитектура. Из-за того, что разница в квалификации между прежними и нынешними зодчими слишком наглядна.

В ходе подготовки конкурса на проект парка «Тучков буян» (об этом также говорили на «кругом столе») петербуржцы, живущие поблизости, ратовали за зелень и спуски к воде. И чтобы никаких построек там не было. Они все так не любят архитекторов?

– Здесь другая причина. У местных жителей свое представление о комфортной среде. У всех остальных оно может быть совершенно иным. Вспомним улицу Рубинштейна. У ее жителей одно представление о комфортной среде, у жителей других улиц, которые приезжают провести время на улице Рубинштейна, – совсем другое.

Когда речь зашла об общественных пространствах как части комфортной среды в центре, вы назвали под № 1 Дворцовую площадь.

– На которую, как бы кому ни хотелось для усиления комфорта, нельзя ставить скамейки. Иначе площадь будет утрачена.

Ваше мнение об участии граждан в выборе объектов для благоустройства. На «круглом столе» говорилось об опасности «электронной демократии», когда количество «кликов» может решить, какой объект получит финансирование, а какой – нет?

– Такая проблема существует. Мнение граждан надо учитывать, но также понимать, что у разных социальных групп разная «способность к мобилизации». Окончательное решение должны принимать квалифицированные профессионалы.

Когда мода на велосипедизацию Петербурга только появилась, некоторые урбанисты предупреждали: велодорожки не для мегаполисов. Что вы думаете о будущем велосипеда, самоката в историческом центре?

– На мой взгляд, сейчас мы наблюдаем соревнование коллективных эгоизмов. Велосипедисты и самокатчики борются за тротуары и проезжую часть с автомобилистами и пешеходами. К моде на велосипеды отношусь сдержанно. Велодорожки имеют право на существование только в том случае, если образуют осмысленные маршруты. Самокатам надо запретить передвижение по тротуарам.

В финале дискуссии ожидаемо возник «квартирный вопрос». Жилье в центре поляризовано. В меньшинстве – элитные комплексы с вылизанными зелеными двориками. В большинстве – многонаселенные коммуналки, их обитателям не до комфортной среды.

– Расселение коммуналок сдерживается существующими нормативами. Когда я занимался проектом так называемого судейского квартала на Тучковом буяне, то для создания поблизости жилья для судей мы посмотрели дома на Петроградской стороне. И выяснили: 80 процентов жилого фонда после реконструкции потеряет эту функцию.

Почему?

– Не пройдет по существующим нормативам по инсоляции, противопожарной безопасности, наличию детских и спортивных площадок и т. д. Надо менять нормативную базу для исторического центра Петербурга. Она придумана для новой застройки в чистом поле. Уверен, что для многих петербуржцев локация окупит инсоляцию. И даже отсутствие спортплощадок.

#комфортная среда #город #благоустройство #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 158 (6996) от 26.08.2021 под заголовком «Хартия о ценности Петербурга».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?