Хартия о ценности Петербурга. Архитектор – о комфортной городской среде
Для развития комфортной городской среды в центре Петербурга требуется заново определить предмет, выявить тех, кто заинтересован в этой среде, и усадить всех за стол непростых переговоров. Таков итог состоявшегося недавно «круглого стола» о том, каким должен быть наш город. Одним из участников дискуссии был архитектор Максим АТАЯНЦ, с которым мы обсудили основные сюжеты состоявшегося разговора.
Фото: Pixabay
– Что, на ваш взгляд, надо сделать, чтобы центр Петербурга стал комфортнее?
– Прежде всего надо ответить на вопрос: что такое комфортная среда в центре? Для кого она создается? Кто там живет, работает, иногда приезжает из условных Мурина-Кудрова, туристов, разнообразного бизнеса, который работает в центре и на этом зарабатывает?
Уверен, что у них совершенно разные представления о комфорте. Какие именно, надо выяснить. Все версии должны быть публично высказаны и обсуждены. А затем создана хартия о ценности Петербурга. Эта ценность подразумевается, но не проговаривается.
– В чем эта ценность для вас?
– В старой культуре, которая неразрывно связана с архитектурой. Таких городов в мире – единицы. Исторический центр стал объектом всемирного наследия ЮНЕСКО по той причине, что это сохранившийся комплекс, где городская среда больше суммы ценностей отдельных зданий. Даже если это Исаакиевский собор и Зимний дворец. За эту общую ценность была заплачена огромная цена – один миллион человек погибли в блокаду, защищая Ленинград...
– Наверное, по этой же причине градозащитники борются за каждое историческое здание. На «круглом столе» были названы только две горячие точки. Казармам Финляндского полка на Большом проспекте Васильевского острова грозит снос и замена жилым комплексом. Гаванские бани снесены, вместо них внутри квартала появится 9-этажный жилой дом.
– Все зависит от того, что именно будет построено вместо прежних зданий. Другое дело, что среди горожан преобладает мнение: современных архитекторов нельзя ни под каким видом пускать в исторический центр Петербурга. Они только хуже ему сделают.
– Это справедливый упрек?
– В значительной степени да.
– Положительные примеры существуют?
– Они встречаются: например, здания на Малом и Большом проспектах Васильевского острова, один дом в старой части Невского проспекта. Они оттого и положительны, что малозаметны. И наоборот: малозаметны оттого, что положительны. Любая ошибка назойливо лезет в глаза.
Правда, когда наши архитекторы начинают работать под старину, то получается еще хуже, чем «современная» архитектура. Из-за того, что разница в квалификации между прежними и нынешними зодчими слишком наглядна.
– В ходе подготовки конкурса на проект парка «Тучков буян» (об этом также говорили на «кругом столе») петербуржцы, живущие поблизости, ратовали за зелень и спуски к воде. И чтобы никаких построек там не было. Они все так не любят архитекторов?
– Здесь другая причина. У местных жителей свое представление о комфортной среде. У всех остальных оно может быть совершенно иным. Вспомним улицу Рубинштейна. У ее жителей одно представление о комфортной среде, у жителей других улиц, которые приезжают провести время на улице Рубинштейна, – совсем другое.
– Когда речь зашла об общественных пространствах как части комфортной среды в центре, вы назвали под № 1 Дворцовую площадь.
– На которую, как бы кому ни хотелось для усиления комфорта, нельзя ставить скамейки. Иначе площадь будет утрачена.
– Ваше мнение об участии граждан в выборе объектов для благоустройства. На «круглом столе» говорилось об опасности «электронной демократии», когда количество «кликов» может решить, какой объект получит финансирование, а какой – нет?
– Такая проблема существует. Мнение граждан надо учитывать, но также понимать, что у разных социальных групп разная «способность к мобилизации». Окончательное решение должны принимать квалифицированные профессионалы.
– Когда мода на велосипедизацию Петербурга только появилась, некоторые урбанисты предупреждали: велодорожки не для мегаполисов. Что вы думаете о будущем велосипеда, самоката в историческом центре?
– На мой взгляд, сейчас мы наблюдаем соревнование коллективных эгоизмов. Велосипедисты и самокатчики борются за тротуары и проезжую часть с автомобилистами и пешеходами. К моде на велосипеды отношусь сдержанно. Велодорожки имеют право на существование только в том случае, если образуют осмысленные маршруты. Самокатам надо запретить передвижение по тротуарам.
– В финале дискуссии ожидаемо возник «квартирный вопрос». Жилье в центре поляризовано. В меньшинстве – элитные комплексы с вылизанными зелеными двориками. В большинстве – многонаселенные коммуналки, их обитателям не до комфортной среды.
– Расселение коммуналок сдерживается существующими нормативами. Когда я занимался проектом так называемого судейского квартала на Тучковом буяне, то для создания поблизости жилья для судей мы посмотрели дома на Петроградской стороне. И выяснили: 80 процентов жилого фонда после реконструкции потеряет эту функцию.
– Почему?
– Не пройдет по существующим нормативам по инсоляции, противопожарной безопасности, наличию детских и спортивных площадок и т. д. Надо менять нормативную базу для исторического центра Петербурга. Она придумана для новой застройки в чистом поле. Уверен, что для многих петербуржцев локация окупит инсоляцию. И даже отсутствие спортплощадок.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 158 (6996) от 26.08.2021 под заголовком «Хартия о ценности Петербурга».
Комментарии