2Vtzqv4Hz9U

Кай и Герда бегут из детприемника. Чем интересен спектакль «Где нет зимы» в МДТ - Театре Европы

В МДТ - Театре Европы состоялась премьера. Спектакль по мотивам повести Дины Сабитовой «Где нет зимы» поставила Яна Тумина.

Кай и Герда бегут из детприемника. Чем интересен спектакль «Где нет зимы» в МДТ - Театре Европы | Осиротевшие дети ищут дорогу домой. В ролях брата и сестры — Ярослав Дяченко и Дарья Ленда. ФОТО Виктора ВАСИЛЬЕВА

Осиротевшие дети ищут дорогу домой. В ролях брата и сестры — Ярослав Дяченко и Дарья Ленда. ФОТО Виктора ВАСИЛЬЕВА

Театр Льва Додина всегда прислушивается к биению пульса времени. Уже само название должно умилить публику: зимы в этом году нет как раз в нашем городе. Значит, речь пойдет о нас?! Дина Сабитова, ныне живущая в Коста-Рике, едва ли предполагала такой поворот событий. Однако получилось - с какой стороны ни взгляни (даже со стороны вдруг остро взволновавшей государство демографической ситуации) - про нас.

Злободневность спектакля в том, что его герои - сироты. Наверное, этим и привлек театр замысел Яны Туминой (она не только постановщик, но и автор инсценировки вместе с Еленой Покорской). Безотцовщина - тема для МДТ магистральная. Чеховская «Пьеса без названия» известна и под этим титулом. Дом, семья, отцы и дети - болезненные точки, которых не раз касался театр. Об этом и трилогия Федора Абрамова, и романы Достоевского, и драмы Юджина О,Нила...

В новом спектакле герой - мальчик Паша - выходит на сцену прямо из зала. Он один из нас. Один из многих. Брошенный матерью, выросший при бабушке, он в свои 13 лет осознает себя старшим и ответственным за младшую сестру Гуль (Дарья Ленда). Ярослав Дяченко подростком не притворяется, от юного возраста здесь только обостренное чувство одиночества. А тоска в глазах - взрослая. Их с сестрой хотят отдать в разные детские дома, что кажется им катастрофой. Этот момент напомнил другую сцену расставания: из спектакля «Дальше - тишина», где разлучали героев Фаины Раневской и Ростислава Плятта. Как ни горько было переживать за стариков, но за детей - еще горше. Они абсолютно беззащитны. И могут спастись, только держась друг за друга и за воспоминания, связывающие их с родным домом.

Повествование и в книге, и в спектакле, как сейчас модно, нелинейно. Что составляет известные трудности восприятия. Не всегда понятно, в каком времени живут те или иные герои, да и живы ли они вообще. Мама, бабушка, одноклассники... Кажется, будто они из какого-то послевоенного времени, где люди исчезали, отправляясь не в теплые страны, а на Колыму. Поэтому мотив тоски по краю, где нет зимы, несколько загадочен. Похоже, что даже девочке Гуль нет особой нужды тосковать по папе турецкоподданному (если бы не идея позвонить ему по скайпу, я бы решила, что тут замешан Остап Бендер): она его никогда не видела и больше нуждается в милом старом доме, чем в пальмах и кокосах.

Домовой Аристарх Модестович (Михаил Самочко) готов заменить Паше и Гуль нерадивых родителей. Вместе с ним волнуется и, можно сказать, машет крыльями и сам Дом (спасибо художнику Эмилю Капелюшу). Любимой подругой и надежной собеседницей становится кукла Лялька (Мария Никифорова). Как в сказках Андерсена или Метерлинка, детей окружает и поддерживает мир одушевленных предметов. Режиссер Яна Тумина - кукольник не только по образованию, но и по призванию. Она верит в силу анимации. Здесь, увы, ей не удалось развернуться в полной мере (как, скажем, в «Деревне канатоходцев», «Комнате Герды» или «Гекатомбе»). Но на эти мотивы, присутствующие в повести Дины Сабитовой, она отчетливо опирается. Мысль о том, что «дома и стены помогают», не кажется ей пустым звуком.

Юным Паше и Гуль помогают сны. Зрителям, скажем честно, они не всегда на пользу. В снах мелькают мама, друзья и недоброжелатели. Их видеоабрисы и живые воплощения сменяют друг друга. Бабушка Шура (Наталья Акимова) даже не мелькает, а полноценно участвует как фигура яркая, оригинальная, значимая, уверенно чувствующая себя и в сновидениях, и наяву. Это в ее любимом знойном танго поется о странах, где нет зимы и где сбывается радость счастливых снов. В сюжете не хватает разве что Снежной королевы, но демонический дух ее в событиях явно участвует... Причем Кай и Герда меняются местами: ведущая роль достается мальчику Паше... А снег, который в какой-то момент все же напоминает про «запоздалые зимы угрозы», - тоже скорее из мира сказочного. Но сказка эта - с хорошим концом.

И театр, и окружающая действительность напоминают, что страшна не стихия, а люди, чье равнодушие, черствость и нежелание понять детей и позаботиться о них чреваты печальными последствиями. В спектакле МДТ дети все-таки находят дорогу домой. А в жизни, к сожалению, не всем везет с родителями и добрыми людьми.

#спектакль #театр #МДТ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 016 (6614) от 30.01.2020 под заголовком «Кай и Герда бегут из детприемника».


Комментарии