Катастрофа своими глазами

После знаменитой ленты «Шоа» («Катастрофа») и других киноработ, основанных на хроникальном материале, можно ли сказать что-то новое о нацистской «адской машине»? Да, если дать слово свидетелям, как это сделал израильский документалист Борис Мафцир. Он представил свой кинопроект в студии «Лендок», приурочив встречу со зрителями к Международному дню памяти жертв холокоста. Показ фильмов состоялся по инициативе генерального консула Израиля в Санкт-Петербурге и при поддержке Израильского культурного центра.

 Катастрофа своими глазами | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

На протяжении семи лет Борис Мафцир ездил по городам и селам бывшего Советского Союза, где в годы оккупации нацисты занимались «окончательным решением» еврейского вопроса. Он пытался отыскать очевидцев и вернуть из забвения имена жертв фашистских преступлений.

«В ходе проекта, который осуществлял израильский мемориальный комплекс Яд Вашем, мы объездили с волонтерами больше полутора сотен таких мест, - пояснил режиссер. - И вначале я даже не думал, что стану снимать об этом документальную ленту: решение возникло само собой». Вместе с оператором Рони Кацнельсоном Мафцир исколесил Белоруссию, Украину и Молдавию, побывал во многих краях, входивших в российскую оккупационную зону, включая Ленинградскую область. За четыре года они создали семь полновесных лент, составивших многочасовую киноповесть «По следам неизвестного холокоста».

Подобно тому, как из крохотных пазлов мало-помалу вырисовывается полная многоцветная картина, так и здесь из коротких рассказов образуется широкое документальное полотно. В фильмах появляются местные жители, очевидцы трагических событий и хранители памяти - внуки и правнуки погибших в местах, подобных Бабьему Яру.

«Прошло много лет, но наши рассказчики, люди очень преклонного возраста, вспоминают о том, что видели своими глазами, с такой болью, будто все произошло только вчера, - говорит режиссер. - Мы понимали: через некоторое время не останется вообще никого, кто знал бы об этих расстрелах не понаслышке, и таких фильмов не снимет уже больше никто...»

Свидетелей того, что случилось осенью 1941 года под Ленинградом, найти так и не удалось. В фильме (он был снят в 2015 году), где воссоздан один из эпизодов уничтожения евреев в оккупированном фашистами городе Пушкине, об этом повествует петербургский историк Константин Плоткин. Всего же на территории Советского Союза автор документального сериала выявил, по его словам, около тысячи таких мест, многие из них не только не увековечены, но и практически забыты.

«О лагерях смерти Аушвице и Треблинке, о восстании в Варшавском гетто мы знаем, оказывается, куда лучше», - добавила Ольга Слов, генеральный консул Израиля в Санкт-Петербурге, презентуя показ фрагментов из этих фильмов.

Проект некоммерческий, подготовить его удалось благодаря спонсорской помощи нескольких фондов (деньги собирали с миру по нитке, сказал режиссер). Почти все ленты были показаны вне конкурса на Хайфском кинофестивале и получили высокую оценку, но готовились они не для проката. Борис Мафцир помещает свои документальные работы в интернет-пространстве, снабжая их титрами на иврите и английском языке.

Работа над кинопроектом подошла к концу. Восьмая по счету лента находится в монтаже, она будет готова в апреле. А в последнем, заключительном, фильме режиссер собирается показать, как правда о нацистской системе уничтожения советских евреев была вычеркнута из коллективной памяти и почему сталинская политика сделала холокост «неизвестным».

#Борис Мафцир #холокост #фильмы

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?