Главная городская газета

Катастрофа своими глазами

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Главные лица моды Петербурга представят «Ассоциации» в Царском Селе

Ежегодный проект проводит своей десятый сезон в пригороде Петербурга. Кто станет его участником? Читать полностью

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью
 Катастрофа своими глазами | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

После знаменитой ленты «Шоа» («Катастрофа») и других киноработ, основанных на хроникальном материале, можно ли сказать что-то новое о нацистской «адской машине»? Да, если дать слово свидетелям, как это сделал израильский документалист Борис Мафцир. Он представил свой кинопроект в студии «Лендок», приурочив встречу со зрителями к Международному дню памяти жертв холокоста. Показ фильмов состоялся по инициативе генерального консула Израиля в Санкт-Петербурге и при поддержке Израильского культурного центра.

На протяжении семи лет Борис Мафцир ездил по городам и селам бывшего Советского Союза, где в годы оккупации нацисты занимались «окончательным решением» еврейского вопроса. Он пытался отыскать очевидцев и вернуть из забвения имена жертв фашистских преступлений.

«В ходе проекта, который осуществлял израильский мемориальный комплекс Яд Вашем, мы объездили с волонтерами больше полутора сотен таких мест, - пояснил режиссер. - И вначале я даже не думал, что стану снимать об этом документальную ленту: решение возникло само собой». Вместе с оператором Рони Кацнельсоном Мафцир исколесил Белоруссию, Украину и Молдавию, побывал во многих краях, входивших в российскую оккупационную зону, включая Ленинградскую область. За четыре года они создали семь полновесных лент, составивших многочасовую киноповесть «По следам неизвестного холокоста».

Подобно тому, как из крохотных пазлов мало-помалу вырисовывается полная многоцветная картина, так и здесь из коротких рассказов образуется широкое документальное полотно. В фильмах появляются местные жители, очевидцы трагических событий и хранители памяти - внуки и правнуки погибших в местах, подобных Бабьему Яру.

«Прошло много лет, но наши рассказчики, люди очень преклонного возраста, вспоминают о том, что видели своими глазами, с такой болью, будто все произошло только вчера, - говорит режиссер. - Мы понимали: через некоторое время не останется вообще никого, кто знал бы об этих расстрелах не понаслышке, и таких фильмов не снимет уже больше никто...»

Свидетелей того, что случилось осенью 1941 года под Ленинградом, найти так и не удалось. В фильме (он был снят в 2015 году), где воссоздан один из эпизодов уничтожения евреев в оккупированном фашистами городе Пушкине, об этом повествует петербургский историк Константин Плоткин. Всего же на территории Советского Союза автор документального сериала выявил, по его словам, около тысячи таких мест, многие из них не только не увековечены, но и практически забыты.

«О лагерях смерти Аушвице и Треблинке, о восстании в Варшавском гетто мы знаем, оказывается, куда лучше», - добавила Ольга Слов, генеральный консул Израиля в Санкт-Петербурге, презентуя показ фрагментов из этих фильмов.

Проект некоммерческий, подготовить его удалось благодаря спонсорской помощи нескольких фондов (деньги собирали с миру по нитке, сказал режиссер). Почти все ленты были показаны вне конкурса на Хайфском кинофестивале и получили высокую оценку, но готовились они не для проката. Борис Мафцир помещает свои документальные работы в интернет-пространстве, снабжая их титрами на иврите и английском языке.

Работа над кинопроектом подошла к концу. Восьмая по счету лента находится в монтаже, она будет готова в апреле. А в последнем, заключительном, фильме режиссер собирается показать, как правда о нацистской системе уничтожения советских евреев была вычеркнута из коллективной памяти и почему сталинская политика сделала холокост «неизвестным».

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook