Картины русской жизни. Исполнилось 200 лет со дня рождения Александра Островского
Сегодня — двести лет со дня рождения Александра Николаевича Островского. Можно сказать, что в этот день мы отмечаем и 200‑летие русского национального театра.
Репродукция с рисунка художника Видельского/Фотохроника ТАСС
«После Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он по справедливости должен называться: «Театр Островского», — писал, обращаясь к драматургу, Иван Гончаров.
По нынешним меркам, драматург прожил не так уж долго — чуть больше шестидесяти. За это время написал 48 пьес и еще 4 — в соавторстве. Он был трудягой и домоседом. Со знаменитого портрета кисти художника-передвижника Василия Перова на нас сквозь века смотрит человек, одетый в домашний халат, подбитый беличьим мехом. Смотрит по‑доброму, внимательно, а глаза словно светятся. Легко представить, как в доме в Замоскворечье он сидит за письменным столом, кутаясь в халат (зимы холодные, дрова дороги, гонорары скудны), и пишет свои «пьесы жизни», написанные, как он сам говорил, «для народа».
«Россия Островского создана по Закону, жившему в душе ее создателя, и создана при этом не в виде ментальной абстракции, а во всем великолепии подробностей живого бытия», — писала театровед Татьяна Москвина в своей книге «В спорах о России: А. Н. Островский». А вот — о созданном им в пьесах русском мире: «Мне здесь хорошо. Да только ли мне! Как должен извертеться и запакоститься человек, чтобы его душа не отзывалась на Россию Островского!».
Подзаголовок книги — «Наш боженька». Так почтительно и ласково называли Александра Николаевича актеры Малого театра. Драматург платил им той же монетой. «Труппа его очень любила. Александр Николаевич был необыкновенно ласков и обходителен со всеми. При царившем тогда крепостном режиме, когда артисту начальство говорило «ты», когда среди труппы большая ее часть была из крепостных, обхождение Островского казалось всем каким‑то откровением», — вспоминала актриса Малого театра Н. В. Рыкалова. Актеры стали персонажами многих его пьес — «Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»…
Театр Островского считается предтечей преобразований Станиславского и Немировича-Данченко. Играя его пьесы, нужно было, например, погружаться в психологию персонажа. Уходили пафос, «театральщина». Более реалистическими стали декорации, костюмы…
Отмечать юбилей драматурга в России, и в Петербурге в том числе, начали гораздо раньше. Уже несколько месяцев события, посвященные этой дате, идут чередой.
Одно из центральных — выставка «Площадь Островского» в Музее театрального и музыкального искусства (мы рассказывали о ней в номере от 30 марта). Выставка сопровождается просветительской программой. Так, 12 апреля, в день рождения драматурга, состоится кураторская экскурсия. Ее проведет кандидат искусствоведения Дарья Рыбакова, одна из создательниц выставки.
В программе также лекция адвоката, на которой рассмотрят преступления, описанные в пьесах Островского, с точки зрения современного уголовного права, экскурсия, посвященная еде в произведениях драматурга. А 21 мая, в «Ночь музеев», состоится рейв-вечеринка, где гости смогут потанцевать под народные мотивы в обработке диджея.
Несколько интересных выставок открылось в библиотеках Петербурга. Так, Театральная библиотека демонстрирует раритеты, связанные с Островским, — с пометами, собственноручно сделанными автором, цензорскими вымарками. Прежде всего это уникальный экземпляр одной из первых пьес Островского «Свои люди — сочтемся» — рукопись с его автографом и цензурным запрещением от 23 ноября 1849 года. Пьеса не была допущена к постановке, а за автором установили полицейский надзор.
Редкие документы можно увидеть и в Российской национальной библиотеке на выставке «Русский мир Островского». Например, первые листы драмы «Гроза» с дарственной надписью Ивану Тургеневу.
В Петербурге нет музея Островского. Да и вообще его отношения с городом были напряженными. «Питер — город холодный, и люди в нем такие же», — говорил он. Но в Петербурге был Александринский театр, где драматург проводил много времени, присутствуя на репетициях и премьерах своих пьес. За всю 250‑летнюю историю на этой сцене поставили 244 спектакля по Островскому. В XIX веке примерно 80 % репертуара составляли пьесы Александра Николаевича. В чести они были и в советское время.
27 марта в Царском фойе Исторической сцены Александринского театра и на Новой сцене имени Всеволода Мейерхольда открылась выставка «Картина русской жизни», где представлены костюмы, «игравшие» в пьесах Островского во второй половине XIX — первой половине XX века. Например, костюмы из дореволюционной «Грозы» (1916 год), созданные Александром Головиным. Из советского времени — «Вражья сила» (1920), «За чем пойдешь, то и найдешь» («Женитьба Бальзаминова», 1934), «Бесприданница» (1936), «Лес» (1948), «Последняя жертва» (1971).
В «Последней жертве», поставленной Ириной Мейерхольд, Юлию Тугину сыграла Галина Карелина, а купца Прибыткова — Василий Меркурьев. После премьеры Ирина Мейерхольд, впечатленная игрой молодой актрисы, подарила ей на память о совместной работе свою янтарную брошь. В 2010 году Карелина, ныне народная артистка России, передала эту реликвию в Музей русской драмы при Александринском театре.
Сейчас в петербургских театрах идет 18 постановок по пьесам Островского. В этом, юбилейном, году спектаклей по произведениям классика прибавится.
Так, сегодня, в день рождения драматурга, в Театре эстрады имени Аркадия Райкина пройдет премьера спектакля «Вселенная Островского» Стаса Парфенова с Юрием Гальцевым в главной роли. Позднее театр «Буфф» присоединяет к этому марафону премьеру по Островскому с постановкой Михаила Смирнова «Поздняя любовь». Театр им. Ленсовета, чья история началась 19 ноября 1933 года комедией Островского «Бешеные деньги», посвятит юбилею предстоящую премьеру сезона — спектакль «Женитьба Бальзаминова» в постановке Дамира Салимзянова.
Не так давно в Театре Комедии состоялась премьера спектакля Татьяны Казаковой по пьесе «Лес», о которой мы уже писали. Скоро на театральной карте Петербурга появится еще один «Лес» — над постановкой в ТЮЗе им. А. А. Брянцева работает режиссер Уланбек Баялиев.
А прямо сейчас в «Балтийском доме» проходит ХХV международный фестиваль русских театров «Встречи в России». В этом году он посвящен 200‑летию со дня рождения А. Н. Островского. Потому в программе — восемь спектаклей по пьесам драматурга, поставленных в русских театрах стран СНГ.
Поставлены ли пьесы Островского с точным соблюдением стиля эпохи или в современном духе, разыгрываются они в купеческих домах и дворянских усадьбах или, например, в аэропорту (как в спектакле Андрея Сидельникова «Вещь» по «Бесприданнице») — все равно они захватывают зрителя, волнуют, отвечают на многие актуальные вопросы. Как говорил сам Островский, пьесы должны вызывать у публики прежде всего чувства: «И глубокий вздох на весь театр, и непритворные теплые слезы, горячие речи, которые лились бы прямо в душу…».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 65 (7394) от 12.04.2023 под заголовком «Картины русской жизни».
Комментарии