Каролина, Божена, Кристина. Валентина Кособуцкая – об опереттах в Сети
В апреле Валентина КОСОБУЦКАЯ, артистка Театра музыкальной комедии, была награждена медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени «За большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность». Актриса рассказала обозревателю о спектакле «Жар-птица», в основе которого - история любви в блокадном Ленинграде, о том, в каких опереттах в Сети ее могут увидеть зрители и как она сохраняет форму на карантине.
Валентина Кособуцкая и Анастасия Лошакова в концерте «Легран-гала». ФОТО предоставлено пресс-службой Театра музыкальной комедии
- Валентина Григорьевна, из-за эпидемии отложена премьера спектакля Филиппа Разенкова «Жар-птица. Песни о войне», посвященная 75-летию Победы. Но надеемся, что она состоится позже. В первое отделение режиссер включил сентиментальную поэму Александра Колкера на стихи Геннадия Алексеева о девушке, умирающей в блокадном Ленинграде, в то время как ее возлюбленный сражается на подступах к городу. А ведь спектакль на эту тему шел когда-то в театре. Вы помните о нем?
- Спектакль, который в 1975 году поставил Владимир Егорович Воробьев, назывался «Отражение». Первая его часть - «Ладожский лед», а вторая - «Жар-птица». Начинался он так: посреди сцены сидела худенькая девочка (это была замечательная актриса нашего театра Леночка Полосина) в ватнике не по размеру и в шапке-ушаночке. Она прижимала к груди любимого мишку и, укачивая его, тоненьким голоском, а капелла, выводила: «Вставай, страна огромная!». Пронзительный образ - беззащитный ребенок и страшная война... А дальше звучали стихи и песни о войне, о беде, которая пришла в каждый дом, о мужестве защитников Отечества, о любви и о победе.
В «Жар-птице», второй части этой «поэтории», так обозначили жанр постановщики, были заняты Леночка Дриацкая, Алла Семак, Виктор Костецкий и Виктор Кривонос. Помню, какой интересный и выразительный пластический рисунок придумал для дуэта героев Владимир Егорович. Героиня, девушка, оставшаяся в блокадном Ленинграде, пыталась, как раненая птица, поднять свои руки-крылья, чтобы «взлететь». А возлюбленный, который сражался на войне и присутствовал на сцене незримо, ее поддерживал, не давая крыльям в бессилии опуститься. И стихи Геннадия Алексеева, и музыка Александра Колкера - замечательный материал, который к тому же был близок Владимиру Егоровичу Воробьеву: он сам пережил блокаду ребенком, а его братик умер от голода в Ленинграде...
Я очень жду новый спектакль, мне интересно, как молодой режиссер Филипп Разенков расскажет о событиях тех далеких уже лет, глядя на них из нашего времени. Надеюсь, это будет интересно.
- Вы любите песни военных лет?
- Конечно, с детства. Мои родители познакомились во время войны на Ленинградском фронте. Папа проходил срочную службу, а когда началась война, он попал в войска под Ленинградом. Мамочка была в блокадном городе, а потом ушла на фронт. Она говорила мне, что если бы так не случилось и она осталась в Ленинграде, наверное, умерла бы от голода. После войны у нас часто собирались однополчане моих родителей и обязательно пели. Эти песни любимы и сейчас.
- Поклонники оперетты скучают без спектаклей. Какие постановки с вашим участием можно посмотреть в Сети, на сайте театра?
- Это музыкальная фантазия «Мистер Икс», которую мы исполнили в рамках фестиваля «Оперетта-парк» (наш театр уже трижды проводил его под открытым небом в музее-заповеднике «Гатчина»). В нем я играю Каролину. Кроме того, киноверсия спектакля «Графиня Марица», в которой выхожу в роли Божены. Думаю, особенно представлять эти спектакли нет нужды - в их основе знаменитые оперетты Имре Кальмана. Важно отметить, что специально для показов в рамках фестиваля театр подготовил нечто особенное, пригласив артистов разных жанров. Так, например, в «Мистере Иксе» у нас принимали участие цирковые акробаты и клоуны. И Мистер Икс действительно поднимался над сценой на трапеции. А для музыкальной фантазии на тему оперетты «Баронесса Лили», в которой я играю Кристину, декорацией стали стены настоящего замка - Большого Гатчинского дворца! Показы фестиваля прошли всего по одному разу, так что сейчас благодаря трансляциям зрители могут увидеть то, что не смогли увидеть в Гатчине.
- Артисты оперетты, как и балетные танцоры, должны постоянно заботиться о своей форме. Удается ли вам это сейчас?
- Конечно, тренинг важен. Но важно, сохраняя форму, не забывать о содержании. Делать зарядку каждое утро - вне всякого сомнения, хорошо. Но мне это занятие кажется скучноватым. Проходя мимо фитнес-клубов, наблюдаю, как слегка вспотевшие граждане бегут на месте. Я люблю движение вперед. Проходишь километров пять-шесть быстрым шагом по улице, по пути много всего интересного увидишь, почувствуешь и заодно похудеешь. Конечно, сейчас с этим есть сложности. Но, значит, будем стараться есть поменьше, чтобы не пришлось расставлять театральные костюмы, добавляя работы пошивочной мастерской. Это неловко.
- Вы ведь преподаете?
- Если вы имеете в виду Консерваторию, то уже нет. Но иногда ко мне обращается молодежь с просьбой позаниматься актерским мастерством и сценической речью.
- Помню, как на одной пресс-конференции вы сказали: «Оперетта - как шампанское», имея в виду, что она так же веселит душу, прогоняет печали. За что вы любите этот жанр?
- Я так сказала? Признаюсь, что я люблю не только оперетту, но и оперу, и балет, и драматический театр. В каждом из этих видов искусства есть притягательная сила. Хорошо сыгранная, спетая и, если можно так сказать, станцованная роль - это здорово. Это и есть оперетта. А бокал хорошего шампанского с удовольствием подниму за все жанры!
Комментарии