«Караван» из страны поэтов

22 ноября в концертном зале «Колизей» запоет древняя, загадочная, почти сказочная Персия. Конечно, не сама по себе, а голосом певца — исполнителя традиционного иранского аваза в сопровождении экзотических национальных инструментов - сантура, каманча, уда, томбака и тара. Концертом «Ушедший караван» вокалист и консультант центра «Музыкальные культуры мира» при Московской консерватории Хосейн Нуршарг вместе с ансамблем «Фераг»из Исфахана откроет петербуржцам сокровищницу классической музыки своей жаркой страны.

«Караван» из страны поэтов | Иллюстрация KPG-Ivary/shutterstock.com

Иллюстрация KPG-Ivary/shutterstock.com

Хосейн Нуршарг - настоящий подвижник и популяризатор древнего иранского певческого искусства, а также один из инициаторов научно-творческого проекта «Потомки Арктиды» по исследованию звуковых архетипов индоевропейской культурной общности. В северную столицу он приехал по приглашению Общества российско-иранской дружбы Санкт-Петербурга. После города на Неве турне продолжится в Твери, затем музыканты выступят в Рахманиновском зале Московской консерватории...

Впервые концерт традиционной иранской музыки Нуршарг провел в Москве в 2008 году. К сегодняшнему дню в его багаже уже около 70 выступлений по всей России. Аналогичным программам аплодировали также слушатели Японии, Белоруссии, Колумбии, Ирана и ряда европейских стран.

Что же такое аваз?

- Это искусство, совмещающее в себе совершенствование техники голоса с одновременным развитием умственного, духовного и внутреннего в человеке, - пытается объяснить суть традиционного иранского пения Нуршарг.

Эта традиция основана не на нотах. Она - устная, а не письменная. Годами исполнители заучивают мелодии-темы, а мастера из поколения в поколение передают ученикам радиф - песенное наследие своего народа. По словам Хосейна, исполнение аваза - дело технически сложное, требующее большого умения и серьезной подготовки, включая осмысление используемого звукового и вербального «материала». В процессе подготовки должны быть пропеты сотни стихотворных текстов, выверены многочисленные комбинации слов и мелодий. Певец исполняет аваз спонтанно, на ходу совмещает музыку с поэзией, доверяясь своему мастерству и интуиции, опираясь на канонический «словарь» мелодий и багаж стихов в своей памяти. Каждый аваз исполняется под воздействием момента, а потому отрепетировать, повторить его невозможно.

- Поиск стихов для 6 - 7-минутных авазов в определенном дастгахе иногда длится несколько дней, а иногда месяцы, - рассказывает Хосейн. - Стихи нужно прожить, чтобы они стали частью твоего внутреннего мира, и только после этого ты можешь их вытащить из себя на концерте.

По словам исполнителя, музыке как общественному явлению в Иране не более сотни лет.

- Прежде музыка существовала лишь для избранных, для очень узкого и закрытого круга, - говорит Хосейн. - И хотя сегодня она является способом отражения эмоционального состояния современного жителя Ирана, драматургия концерта выстраивается прежде всего на основе поэзии наших классиков. Вообще Иран - это страна поэтов. Мы каждый день читаем стихи Хафеза, и он каждый день для нас открытие. А певческий голос - один из феноменов всей иранской культуры, вобравший в себя секреты наших предков, их психоэмоциональное состояние и мироощущение.

Это искусство существовало задолго до появления ислама. Его звуковой фонд складывался веками из древнеарийских молитвенных традиций Вед и Авесты, подвергался влиянию эллинов и арабов, впитывал суфийские начала (служение идее высшей любви и красоты, независимость человеческого духа от любых догматов) и кое-что из «актуальной повестки» - например патриотизм...

- Комбинации инструментальных и вокальных номеров в концерте, как правило, и строятся вокруг этого содержания, - говорит Нуршарг. - Для современного человека, привыкшего быстро что-то послушать, получить впечатление и бежать дальше, такие темы чрезвычайно сложны, но этим они и интересны.

По словам Хосейна, чтобы создать аваз, вокалисту очень важно ощущение публики, понимание ее отношения к происходящему. Он говорит, что на концертах в России у него возникает удивительный контакт со слушателями - будь то Москва, Смоленск или Петербург.

- Это свидетельствует о наших общих музыкальных корнях, общем музыкальном архетипе, а также еще о том, что нашим народам есть о чем говорить, - поясняет музыкант. - Русскую душу мыслители пытаются понять и объяснить на протяжении столетий, но вопрос не раскрыт до сих пор. Для меня русская публика - очень непосредственная, прямая, честная, открытая и при этом глубокая, понимающая и чувствующая. После концертов в России у меня бывали обсуждения, которые удивляли и заставляли серьезно задумываться. Это то, ради чего я хочу приезжать в Россию вновь и вновь.

И Навруз,
и День Победы

В мае 2016 года по инициативе Чрезвычайного и Полномочного Посла Исламской Республики Иран в России г-на Мехди Санаи в Петербурге было создано Общество российско-иранской дружбы Санкт-Петербурга. Сегодня оно объединяет около трехсот активистов: это студенты, иранцы и петербуржцы, специалисты-востоковеды и просто интересующиеся культурой Ирана горожане.

Новая общественная организация объединила усилия в гуманитарной сфере нескольких авторитетных центров, изучающих историю, языки и культуру Ирана, - таких как Государственный Эрмитаж, Российский этнографический музей, Музей истории религии, Российский музей истории искусств, Институт восточных рукописей РАН, Музей антропологии и этнографии РАН, кафедра иранской филологии восточного факультета СПбГУ... Возглавляет общество Наргис Ахадова. Почетным президентом стал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. В состав правления вошли известные востоковеды: Ирина Попова, Михаил Пелевин, Ефим Резван, Ватаняр Ягья, Ольга Черданцева, Андрей Вассоевич и др.

- Мы отмечаем праздники - как российские, так и иранские: Новый год и День Победы, Навруз и День победы исламской революции, - рассказывает Ахадова. - К нам приезжают иранские музыканты и профессора. Мы проводим фотовыставки, готовим выставки работ художников и презентации книг иранских писателей. Довелось поучаствовать даже в серьезном политическом деле: в мае на базе Российско-иранского общества дружбы в здании Ассоциации международного сотрудничества проходили выборы президента ИРИ. На нашем участке проголосовали более 200 граждан этой страны, проживающих в Петербурге.

По словам Наргис Ахадовой, в ноябре заработает сайт Общества российско-иранской дружбы, где будут анонсироваться все его мероприятия.

#зал «Колизей» #Персия #Хосейн Нуршарг

Комментарии