2Vtzqv4Hz9U

Какая грусть в конце аллеи... Не стало Резо Габриадзе

6 июня на 85-м году жизни умер Резо Габриадзе – художник, писатель, сценарист, скульптор, театральный режиссер. Командор ордена искусств и литературы Французской Республики, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии Грузии им. Шота Руставели. Автор сценариев к любимым фильмам нашего детства и молодости – «Мимино», «Не горюй!», «Кин-дза-дза!», «Паспорт»...

Какая грусть в конце аллеи... Не стало Резо Габриадзе | Фото Вячеслава ПРОКОФЬЕВА/ТАСС

Фото Вячеслава ПРОКОФЬЕВА/ТАСС

Для Петербурга – человек свой, близкий. Чижик-пыжик, созданный Резо Габриадзе и угнездившийся на Фонтанке близ Первого Инженерного моста, стал одним из символов города. Крошечная птичка (всего-то 11 см) появилась у нас 19 ноября 1994 года. Идея принадлежала писателю Андрею Битову, который вспомнил известное четверостишье из городского фольклора: «Чижик-пыжик, где ты был? На Фонтанке водку пил!» Еще Габриадзе – автор памятника Носу, тому самому, что в повести Гоголя однажды покинул майора Ковалева и отправился гулять по городу. Нос – барельеф на старинном доме на Вознесенском проспекте.

Премия петербургского по стилю и духу театрального фестиваля «Пять вечеров» имени Александра Володина не имеет денежного эквивалента. Это статуэтка, скульптурное изображение Володина, созданное Габриадзе. В разные годы ее вручали Станиславу Любшину, Ларисе Малеванной, Эре Зиганшиной, Алисе Фрейндлих, Людмиле Гурченко...

Резо Габриадзе ушел в 222-й день рождения Пушкина – своего любимейшего поэта. Когда-то давно вместе со своим другом писателем Андреем Битовым Габриадзе придумал «Пушкинский цикл». Он состоит из множества рисунков, дополненных подписями-историями. Например, о путешествии Пушкина в Тифлис. Или о том, как поэт превратился в бабочку. Два с лишним десятка работ из этой серии хранятся в фонде оригинальной графики во Всероссийском музее Пушкина в Петербурге. Время от времени они появляются на разных выставках.

Свой театр марионеток Резо Габриадзе основал в Тбилиси в 1981 году. В 2010 году Габриадзе построил возле театра башню с часами. Каждый час из дверей выходит ангел с золотыми крыльями и бьет молоточком в колокол. С первого же спектакля, который назывался «Альфред и Виолетта», театр покорил зрителей сначала Грузии, потом России и мира.

Когда театр гастролировал в Петербурге, билеты уходили влет. Петербуржцы видели его трагический «Сталинград», трогательную «Рамону» о любви двух паровозиков, полный юмора «Бриллиант маршала де Фантье»... Рассказывая о «Бриллианте», режиссер говорил: «...Моя последняя просьба: не запрещайте нам глупостей. А то все философам, политикам, профессорам. А нам что, ничего? Ведь в глупостях вся сладость жизни и смысл ее!».

В репертуаре Новой сцены Александринского театра _ спектакль «Какая грусть, конец аллеи...» по пьесе Резо Габриадзе, поставленный Андреем Калининым. Премьера состоялась 27 декабря 2018 года, когда на Новой сцене проходил фестиваль «Дни Резо Габриадзе». Тогда же показывали анимационный фильм «Знаешь, мама, где я был?», созданный по рассказам и рисункам Габриадзе его сыном Леваном.

Названием стала строчка из старинного грузинского стихотворения. Как рассказывал сын, Резо часто напевал песенку на этот стишок. В фильме мы слышим ее в исполнении Габриадзе – на русском и на грузинском.

Знаешь, мама, где я был?

В поле зайчика ловил.

Оседлал и прокатился,

Поиграл и отпустил.

#память #люди #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (6940) от 08.06.2021 под заголовком «Какая грусть в конце аллеи...».


Комментарии