Как специалисты Русского музея спасают и возвращают первоначальный вид произведениям графики

«Санкт-Петербургские ведомости» продолжают публикацию серии материалов, посвященных работе реставраторов Русского музея. Сегодня рассказываем о том, как специалисты спасают и возвращают первоначальный вид произведениям графики — рисункам и гравюрам, созданным на бумаге, едва ли не самом капризном материале для реставрации. И таких предметов в Русском музее почти 200 тысяч, немногим меньше, чем половина всей его коллекции.

Как специалисты Русского музея спасают и возвращают первоначальный вид произведениям графики  | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

Путешествие на Алтай

Первое что мы увидели, войдя в мастерскую реставраторов графики, — разложенные на столе акварели, изображающие людей в традиционных восточных одеж­дах. Это работы художника Василия Петрова, который в начале XIX века по приказу Александра I был командирован на десять лет в Сибирь «для срисовывания видов горных заводов». Петров также делал этнографические рисунки, они поступили в Русский музей в 1921 году.

В 2026‑м планируется выставка Петрова в Художественном музее Алтайского края (Барнаул), на которую Русский музей отправит 15 акварелей художника. Но прежде они пройдут тщательную реставрацию, которая позволит и в дальнейшем хранить эти нежные акварели в хорошем состоянии. «В чем сложность реставрации?» — спрашиваем Елену Иовлеву, заведующую отделом реставрации графики. Она показывает акварель, на которой изображены двое мужчин и мальчик. «Главная проблема в том, что авторский лист сдублирован, то есть наклеен на авторское же паспарту. И, для того чтобы отреставрировать такой лист, нужно будет приложить много усилий, поскольку раздублировка авторского листа с паспарту не требуется. Имеется значительное загрязнение авторского листа, многочисленные разнохарактерные пятна. На самом паспарту — прорывы, проколы, царапины, углы окатаны, расслаиваются, тыльная сторона загрязнена, имеются следы прежних монтировок с пятнами клея», — рассказала Елена Викторовна.

Бумага2_Ше-Ма.jpg
ФОТО Марии ШЕРИХ


Она пояснила, что сначала с помощью резиновой крошки, ватных тампонов, мягкой кисти и скальпеля будет очищена тыльная сторона. При этом все хранительские бумажные этикетки и надписи необходимо сохранить, они важны для истории бытования акварели. Их десять штук, в том числе штамп «Архив Кабинета Его императорского величества». Вероятно, там хранились материалы экспедиции Петрова, позже попавшие в Русский музей.

Дальше последует работа с лицевой стороной: в обход изображения будет проведена очистка бумаги, затем — работа по удалению пятен загрязнений. На паспарту никакой влаги нельзя допускать: иначе появятся затеки и пятна. Тут специалистам придется работать всухую, устраняя все механические повреждения бумаги. Потом акварель будет помещена в пресс для устранения деформаций. В финале — тонировки акварелью авторского листа и паспарту в местах потертостей и точечных утрат красочного слоя.

Наполеон и старостиха

На соседнем столе красуется фолиант в кожаном переплете. На корешке можно прочитать — «Собрание русских карикатур». Елена Иовлева рассказала, что этот альбом содержит триста гравюр, отображающих события Отечественной войны 1812 года, которые выполнены в жанре народного лубка. Например, «Наполеонова гвардия под конвоем старостихи Василисы». Оттиски были наклеены на страницы альбома в разное время. 

С заметными следами бытования он поступил в Русский музей в 1920 году от Всероссийского общества поощрения художников. Каждая гравюра имеет свой индивидуальный номер, поэтому для удобства хранителей и исследователей (альбом ветхий и тяжелый) Русский музей принял решение отделить оттиски от альбомных страниц. С 2022 года реставраторы графики занимаются этой кропотливой работой.

Гравюры разных авторов находятся в хорошем состоянии, хотя они печатались в 1812 – 1814 годах. Под одной из них надпись: «Не любо, не слушай, а лгать не мешай. Наполеон и Мюнхаузен» и ссылка: «Журнал «Сын ­Отечества». 1812 год, номер 5, страница 215». Это лубочная картинка по эскизу Ивана Теребенева, известного русского скульптора и графика, выполнена в технике офорта, раскрашенного акварелью. Если посмотреть подшивку журнала, то никакой картинки там нет, но есть фельетон о лживости Наполеона.

По словам Иовлевой, задача реставраторов состоит в том, чтобы осторожно размочить столярный клей, которым гравюры крепятся к альбомным листам, удалить следы клея на гравюрах и в альбоме, затем промыть гравюры, провести при необходимости удаление пятен загрязнений, подклеить разрывы и изломы, отпрессовать авторские листы и провести необходимые тонировки акварелью, чтобы вернуть им вид, близкий к первоначальному. Примерно тем же способом, которым реставрируются акварели Петрова.

Ленинградская школа реставрации

Над столом, где реставраторы работают с гравюрами, отображающими легендарные события 1812 года, находятся фотопортреты сотрудниц отдела, которые работали в нем в разные годы. В центре — Инна Анатольевна Быховская (1927 – 2024), которая в 1970 – 1981 годах заведовала отделом, расширив работу мастерской реставрации, существовавшей с 1955 года. Она виртуозно владела реставрацией произведений, созданных в самых разных техниках — акварель, пастель, печатная графика. И одновременно преподавала в Художественном училище им. В. А. Серова, передавая ученикам свои профессиональные навыки.

Бумага4_Ше-Ма.jpg
ФОТО Марии ШЕРИХ


Как рассказала Елена Шашкова, ведущий художник-реставратор высшей категории, Быховская создала первую в истории России четырехлетнюю программу по ­обучению реставраторов графики, в том числе вела группы из союзных республик с учетом специфики их будущей работы. Многие петербургские ученики Быховской сейчас трудятся в Русском музее и Эрмитаже. Елена Ивановна Шашкова училась во втором наборе этой программы.

В 2022 году отмечалось 100‑летие реставрационных мастерских Русского музея и состоялась масштабная выставка работ реставраторов «Сохраняя историю». Среди них всеобщее внимание привлекли «Портрет Александры Бибиковой» Алексея Венецианова, «Голова Степана Разина» Василия Сурикова, а также графические произведения других известных русских художников. Всем им Инна Быховская вернула выставочную жизнь. К моменту открытия выставки Инна Анатольевна уже давно не работала в Русском музее, но, к счастью, смогла увидеть результаты своего труда на одной из самых важных выставок музея за последние годы. Также ее реставрационные работы посетители Русского музея видели на огромной выставке Сурикова и, судя по рекордному количеству зрителей, по достоинству их оценили. Теперь ведущие реставраторы графики Русского музея, ученики Быховской, передают свой опыт и навыки новым поколениям.

Этикетку вернут на картину

Буквально на днях в мастерскую поступил необычный предмет. Это этикетка, которая находится на обратной стороне картины. На небольшом листе бумаги хорошо видны логотип «Общество художников «Бубновый валет» и внизу — автограф художника: «Илья Машков». Но никакой другой информации на этикетке нет. Исследователи установили, что это картина «Натурщица у тумбы», созданная в 1908 году одним из самых известных «бубнововалетовцев». Вероятно, этикетку наклеили на картину для одной из выставок общества, которое существовало в 1911 – 1917 годах. Художник поставил на этикетку автограф, подтвердив тем самым подлинность картины. И это свидетельство важно сохранить.

Сейчас само полотно находится в отделе реставрации станковой масляной живописи, его готовят для показа на большой выставке Машкова в новом здании Третьяковской галереи.

Елена Иовлева пояснила, что этикетка находилась на холсте, который имеет повреждения. Бумажная основа этикетки имеет многочисленные разрывы (множество фрагментов этикетки оторваны от листа), пятна загрязнений, утраты бумаги по краям, поэтому на реставрационном совете было принято решение отделить этикетку от картины и реставрировать ее силами специалистов отдела реставрации произведений графики. Уже состоялась механическая очистка и первая промывка всех фрагментов в воде, началось осветление жировых пятен. «Нужно будет постараться все их удалить», — поясняет художник-реставратор. А затем, как мозаика, будут сложены все фрагменты, сдублированы на тонкую реставрационную бумагу, потом еще раз — на плотную. Тогда этикетку можно будет вернуть на картину Машкова. В некоторых случаях, когда подобные этикетки совсем ветхие, их закладывают в специальный прозрачный «файл», который крепят на тыльную сторону подрамника.

Прыг Ольги Розановой

Елена Шашкова достает из большого механического пресса линогравюру с городским пейзажем (основа — лист картона и несколько разноцветных бумажек разной формы). Это коллаж Ольги Розановой «Прыг с аэроплана», который является иллюстрацией к стихотворению Алексея Крученых 1916 года. Реставраторы подготовили коллаж к выставке «Наш авангард» (6+), которая начала работу в Русском музее.

По решению реставрационного совета картон-основу и сам коллаж реставрировали отдельно: была расчистка от следов силикатного клея, который дает выцветание, удаление пятен, сделаны подклейки. До нас дошли четыре фрагмента «Прыга», после счисток выяснилось, что первоначально их было больше, на картоне заметны следы треугольника и прямоугольника.

Теперь коллаж будет собран на клей из пшеничного крахмала, который используется реставраторами графики и который они сами варят в мастерской.

Удаленное увлажнение

От рассматривания произведений искусства нас отвлек изящный, блистающий никелированными боками предмет, похожий на миниатюрный кофейник или чайник. Но — нет, это серьезный прибор под названием «распылитель». Елена Иовлева поясняет: «Он очень мелкодисперсно делает распыление, позволяя создавать удаленное увлажнение. Такое распыление воды не делает лист мокрым, а чуть влажным. После увлажнения можно прессовать бумагу».

Специальные реставрационные утюжки используются при подклейке разрывов бумаги и выравнивании изломов. Разрывы и изломы подклеивают тонкой реставрационной бумагой и сразу же отсушивают этим утюжком. «Косточками» реставраторы называют орудия их труда, похожие на ножи для разрезания бумаги. Они вырезаны из кости животных и служат для разглаживания швов и заломов.

Собаки и авангардисты

Галина Германовна Полищук, художник-реставратор высшей категории, показала работу, сделанную к выставке «Жизнь замечательных собак» (6+). Она изображает выяснение отношений между кошкой и собакой. Это одна из семи цветных литографированых иллюстраций Эль Лисицкого к «Сказке о козе». В своей ранней, 1919 года, работе художник соединил лубок и авангард, сделав фрагмент текста одним из элементов художественного оформления издания.

Как пояснила художник-реставратор, авторский лист промывался без полного погружения в дистиллированную воду, поскольку была необходимость сохранить единый желтоватый цвет бумаги, характерный для всей серии гравюр. Была проведена «оттяжка желтизны на влажных листах фильтровальной бумаги», были подклеены разрывы бумаги, в том числе один с большими зазубринами, а также укреплены все отверстия от брошюровки. Хотя сейчас серия хранится отдельными листами, следы от брошюровки должны быть видны, это история бытования предмета.

Рисунки Петра Кончаловского отреставрированы для выставки «Наш авангард». По словам Галины Полищук, вся сложность в том, что это «сыпучая» техника — угольный карандаш, вдобавок рисунки нанесены на обе стороны листа. К тому же он был сложен пополам, на толстой бумаге образовался жесткий излом. Чтобы в дальнейшем авторский лист не получил новых повреждений по месту излома, тот был укреплен японской реставрационной бумагой. Никакой промывки здесь не было, угольный карандаш ее исключает. С обеих сторон загрязнения убирали всухую.

Рисунки, накатанные на валы

«А что самое трудное в реставрации графики?» — спрашиваем у наших собеседников. «Обрести усидчивость, которая позволяет вести все виды работ — механическую и химическую очистку бумаги, тонировки акварели и карандашного рисунка», — отвечают они.

В финале экскурсии по мастерской реставрации графики Елена Иовлева показывает нам химическую лабораторию. Главное здесь — ванна из нержавеющей стали для промывки произведений. Спрашиваем, как долго можно держать в жидкости лист бумаги? Реставраторы отвечают, что это зависит от качества, толщины, степени разрушения листа. А если «под химией» лист лежит, то от него не отходят: обработка может занять минуты. Обычный бытовой холодильник используется для хранения клея. В том числе того самого из пшеничного крахмала, а также из пшеничной муки и других материалов.

Спрашиваем заведующую о работах ближайших месяцев, кроме реставрации акварелей Василия Петрова. Елена Викторовна объясняет, что после закрытия огромной выставки «Великий Карл» им предстоит осмотреть и запаковать для хранения крупноформатные эскизы росписей для Исаакиевского собора.

Кроме того, необходима проверка и фотографирование 115 больших рисунков Петра Басина, Федора Бруни, Ивана Крамского и других известных русских художников XIX века, которые наклеены на холст и хранятся на валах с 1950‑х годов. Каждый вторник, когда Русский музей закрыт для публики, валы будут раскатывать в Корпусе Бенуа.

Читайте также: 

Праздник Летнего сада, который всегда с нами

Эмпатия к садоводу


#Русский музей #графика #специалисты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (7932) от 23.06.2025 под заголовком «Маги музейной графики».


Комментарии