В авангарде искусства!

21 июня в Корпусе Бенуа Русского музея открывается для широкой публики грандиозная выставка «Наш авангард» (6+) — официальная выставка XXVIII Петербургского международного экономического форума. Проект посвящен блистательному периоду отечественного искусства начала ХХ века, повлиявшему на всю мировую культуру. Масштабы показа беспрецедентны: 20 залов заняли 413 шедевров 72 художников, в основном из собрания Русского музея, а также из 15 ведущих музеев Петербурга, Москвы и российских регионов от Коми до Астрахани. Впервые собраны все звезды русского авангарда — Казимир Малевич, Павел Филонов, Василий Кандинский, Наталия Гончарова, Марк Шагал, Михаил Ларионов, Ольга Розанова и многие другие. Русский авангард и через 100 лет волнует сердца многочисленных зрителей, как искушенных, так и впервые узнающих это уникальное явление. Выставка соединила яркость эмоционального зрелища, безупречный дизайн, научную строгость и музейные традиции уважения к предшественникам, создававшим в Русском музее первую в мире постоянную экспозицию русского авангарда.

В авангарде искусства! | ФОТО Олега ЗОЛОТО/Русский музей

ФОТО Олега ЗОЛОТО/Русский музей

Эксперимент на все времена

Для нас эта выставка — эксперимент, но понимаем, что должны его провести. Коллекция русского авангарда в Русском музее беспрецедентно богата и многогранна. Мы обладаем крупнейшим собранием русского авангарда, который получил мировую известность и признание как великий эксперимент русского искусства. В коллекции Русского музея находится полторы тысячи лучших произведений русских авангардистов, все крупнейшие имена, включая почти полный корпус работ Павла Филонова и значительную часть произведений Казимира Малевича. Наша коллекция, безусловно, уникальное явление в российском музейном мире, — отметила вчера Алла Манилова, генеральный директор Русского музея.

Она добавила, что в силу колоссальной востребованности русского авангарда за рубежом многие его шедевры можно было чаще увидеть на других площадках. Пришло время вернуть этот ярчайший феномен русской художественной культуры отечественному зрителю и в первую очередь самим петербуржцам. «Для выставки мы отбирали произведения исключительного уровня, представляющие как важнейшие направления авангарда, так и вершины творчества его «столпов». Произведения на выставке группируются не по именам, а по направлениям, по течениям, по мировоззренческой и смысловой общности. Именно это, как мы рассчитываем, позволит зрителям увидеть полную целостную панораму русского авангарда в его динамике новаторского поиска первых десятилетий ХХ века», — подчеркнула руководитель Русского музея.

Над глобальной по масштабу выставкой работала большая команда: 20 научных сотрудников Русского музея и несколько десятков других специалистов. Дизайнером проекта стал Юрий Аввакумов, московский архитектор, куратор, историк русского авангарда.

В дни ПМЭФ это лучшая возможность для гостей, которые съезжаются со всего мира, увидеть русский авангард в России, в Русском музее. Мы благодарим оргкомитет ПМЭФ за присвоение «Нашему авангарду» статуса официальной выставки форума, — комментирует Алла Манилова.

Авангард2_Золото.jpg
ФОТО Олега ЗОЛОТО/Русский музей

Как напомнил вчера Григорий Голдовский, заместитель генерального директора Русского музея по научной работе, о том, что Русский музей обладает великой коллек­цией русского авангарда, все знают. Но только сейчас музей показывает авангард в таком объеме, с такой глубиной и многообразием, которые никто никогда не видел. «Мы помним персональные показы и выставки, посвященные отдельным периодам, но сейчас мы показываем русский авангард как целостное явление. Для выставки отведены лучшие, самые представительные залы Корпуса Бенуа. Над проектом работала команда кураторов во главе с Ириной Карасик, Алисой Любимовой и Натальей Козыревой и другими лучшими профессионалами Русского музея. Николай Пунин, один из лидеров русского авангарда, знаменитый историк и музейщик, стоял у истоков нашей коллекции. Проект «Наш авангард» посвящен его памяти», — пояснил Голдовский.

Авангард3_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Песнебоец футурист

Мощным и одновременно изысканным прологом к выставке стала глава «Действующие лица». Как выглядели герои русского авангарда? Они давали «пощечины общественному вкусу» (Давид Бурлюк, Алексей Крученых, Владимир Маяковский), создавали головокружительные эстетические теории: «когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение» (Казимир Малевич), «мы предлагаем освободить живопись от рабства готовых форм действительности» (Ольга Розанова); воплощали в своем творчестве заявления, которые часто спорили с другими художниками-авангардистами, — «линия победила все и уничтожила живопись — цвет, тон, фактуру и плоскость» (Александр Родченко).

Сопоставляя художественные высказывания с обликом и характером их авторов, зритель может представить себе весь русский авангард как захватывающий спектакль. Рядом с художниками появляются поэты, музыканты, реформаторы театра, а также немногочисленные в ту пору коллекционеры и меценаты, поддержка которых была крайне необходима «устроителям нового искусства».

Илья Машков, один из создателей группы «Бубновый валет», изобразил себя и своего друга и соратника Петра Кончаловского в образах силачей из передвижного цирка, словно сошедших с афиши уличного представления. Одновременно они показаны музицирующими на академических инструментах на фоне полки с книгами — Библия, «Сезанн», «История искусства».

В «Портрете Анны Ахматовой» — самом известном изображении поэта — художник Натан Альтман использует приемы кубизма. Борис Григорьев создает в футуристической манере «Портрет Всеволода Мейерхольда». С режиссером сотрудничал композитор и педагог Михаил Гнесин, изображенный на футуристическом рисунке Николая Кульбина. В лихие годы Гражданской войны на юге России заступничество Гнесина спасет жизнь Мейерхольду.

В своем раннем «Автопортрете» Владимир Татлин, родоначальник русского конструктивизма, изобразил себя, как на примитивистской лубочной картинке, матросом с миноносца «Стерегущий». В юности Татлин сбежал из дома и подрядился юнгой на торгово-пассажирские суда, ходившие по Черному морю. На «Стерегущем» он не служил, но героические подвиги русских военных моряков позволили заняться мифотворчеством едва ли не самому романтичному авангардисту.

«Портрет поэта-футуриста В. В. Каменского» Бурлюка нарисован в духе народного иконописного образа. На изображении нимба сделана надпись: «Король поэтов песнебоец футурист Василий Васильевич Каменский 1917 год республика Россия» Цитата из поэта начинается строкой: «Океанским крылом // взмахнем по земле // и полетим». Каменский был профессиональным авиатором, в 1911 – 1912 годах совершал показательные полеты и читал лекции о полетах на аэропланах. Это была важная часть жизни авангардиста.

Автопортреты и портреты товарищей становились пространством для экспериментов. Таковы кубистический «Усовершенствованный портрет И. В. Клюна» Малевича и «Кубизм. Портрет В. Е. Татлина с бандурой» Веры Пестель. Известны несколько фотографий Татлина, играющего на бандуре, и существует легенда, что под видом слепого бандуриста он проник в мастерскую Пикассо. Чем не авангардное поведение русского художника?

Работы конца 1920 – 1930‑х годов — финал авангарда, возврат художников к реализму. Здесь важное место занимают «Автопортрет» и «Портрет Н. Н. Пунина» Малевича; «Автопортрет в желтом» Роберта Фалька.

Зритель —  сотворец художника

Здесь уместно в самом сжатом виде пересказать хронологию русского авангарда. О нем изданы сотни книг: от популярных брошюр для чтения в самолете до капитальных монографий и энциклопедий. Но специалисты не считают, что тема закрыта. Большая история русского авангарда, которая соединит и объяснит все процессы художественной и общественной жизни, когда он существовал, еще ждет своего автора.

Временными границами русского авангарда принято считать 1907 – 1927 годы, иногда отодвигая раннюю дату в самое начало ХХ века, когда появились первые импрессионистические опыты Гончаровой и Ларионова, а позднюю дату — на 1932 год, до момента создания единого Союза художников.

Буду придерживаться канонической версии. В 1907 году на 14‑й выставке Московского товарищества художников вовсю заявили о себе Малевич, Кандинский, Ларионов, Гончарова. На следующий год Николай Кульбин организует в Петербурге выставку «Современные течения в искусстве», в ней участвуют Давид Бурлюк и Аристарх Лентулов.

В 1910 году в Петербурге проходит первая выставка общества художников «Союз молодежи», вскоре оно соберет весь цвет авангарда, в том же году первую выставку проводит группа русских фовистов «Бубновый валет». 1913 год — важнейший в истории русского авангарда. Состоялась премьера оперы «Победа над Солнцем» Алексея Крученых и Михаила Матюшина в декорациях Малевича, который именно с этой постановкой связывал начало супрематизма.

В 1914 году Павел Филонов выпустил манифест «Сделанные картины». Он сформулировал метод аналитического искусства: «Создание работы состоит из единичных кратких касаний поверхности произведения остро отточенным карандашом или кистью. В законченном произведении достигается особая, органическая сцепленность всех элементов. Работа художника над картиной под аналитическим самоконтролем превращается в процесс раскрытия внутренней энергии и интуиции мастера. Зритель, затрачивая время и интеллектуальные усилия для постижения смысла произведения, меняется внутренне, выступая анонимным сотворцом художника».

В 1915‑м в Петрограде состоялась выставка футуристов «Трамвай В», ее название до сих пор не разгадано. Своими «контррельефами» в лидеры русского авангарда выдвинулся Татлин. Все последующие годы он конкурировал за первенство с Малевичем. В 1920 году Татлин выполняет важный заказ отдела ИЗО наркомпроса — показывает в Петрограде и Москве модель памятника III Интернационалу.

В 1927 году в Русском музее состоялась выставка новейших течений в искусстве, где были представлены 20 звезд русского авангарда — от Давида Бурлюка до Марка Шагала. А годом ранее произошло событие, имеющее важное значение в контексте проекта «Наш авангард».

Художественная культура как изобретение

В 1926 году в Русский музей было передано собрание ленинградского Музея художественной культуры (МХК) — 400 первоклассных произведений, в том числе «Велосипедист» Наталии Гончаровой, «Два овала» Василия Кандинского, «Венера» Михаила Ларионова, «Две девочки» и «Коровницы» Павла Филонова, «Красный квадрат» и «Супрематизм» Казимира Малевича, «Письменный стол» и «Беспредметная композиция» Ольги Розановой, «Граммофон» Ивана Клюна, «Белый круг» Александра Родченко. Это сделало Русский музей обладателем самой крупной, уникальной по качеству и разнообразию коллекции русского авангарда.

Авангард5_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Тогда же в Русском музее было создано «Отделение новейших течений», которое возглавил замечательный историк искусства и педагог Николай Пунин. Он соединил новые поступления с теми 35 картинами, которые музей получил еще в 1920 году, среди них — «Парикмахер» Ларионова, «Авиатор» Малевича, «Синий гребень» Кандинского, и радикально обновил постоянную экспозицию новейшего русского искусства, созданную в Русском музее в 1922 году.

В основу показа был положен принцип «от изма к изму». Развеска производилась не по художникам, а по направлениям в искусстве, картины одного и того же мастера оказывались в разных залах, что было совершенно не­обычно для традиционного музея, но было успешно апробировано в МХК. «Художественная культура есть не что иное, как культура художественного изобретения», — отмечал Малевич в 1919 году, когда создавался МХК.

Именно «от изма к изму» построен и проект «Наш авангард», который посвящен памяти Пунина. В нем отразилось желание Русского музея показать публике, как развивался русский авангард во всей его сложности, когда ведущие мастера за несколько лет неоднократно меняли свои художественные пристрастия.

Публике предложено увлекательное путешествие по главной анфиладе Корпуса Бенуа по маршруту: импрессионизм — примитивизм — сезаннизм — кубизм — футуризм — абстракционизм — экспрессионизм — конструктивизм. От шедевра к шедевру: «Акации весной» и «Рыбы на закате» Ларионова, «Каменная баба» и «Евангелисты» Гончаровой, «Мальчик в расписной рубашке» и «Портрет дамы с фазанами» Ильи Машкова, «Ресторан» и «Музыкальные инструменты» Надежды Удальцовой, «Город на реке» и «Человек + воздух + пространство» Любови Поповой, «Город ночью» Александры Экстер, «Прогулка» и «Зеркало» Марка Шагала.

Авангард4_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Отдельные залы отведены Малевичу и его «Архитектонам» и поздней живописи, Филонову и его «Формуле весны» и «Формуле петроградского пролетариата», Тат­лину и его конструктивистским проектам и сценографии.

Каждый зал сопровождают цитаты из текстов лидеров авангарда, они стремились сделать понятным свое искусство народу. Например, «кубизм нашел правильное отношение между я и Вселенной» (Пунин), «Футуризм нарисовал новые пейзажи современной быстрой смены вещей» (Малевич).

Чтобы полноценно узнать русский авангард, необходимо увидеть рисунки Петра Митурича и Владимира Лебедева, фарфор Малевича и Суетина, а также футуристические книги Розановой и Гончаровой. Им отведены пространства малой анфилады Корпуса Бенуа.

Финальная точка маршрута — зал, посвященный «Победе над Солнцем» с видеодемонстрацией эскизов костюмов и декораций, созданных Малевичем и звучанием футуристической музыки Матюшина.

Выставка будет работать по 1 декабря. «После ее завершения мы с благодарностью вернем партнерам проекта 26 произведений, которые они нам предоставили. Сегодня мы обрели те силы и те кондиции, которые позволяют нам сделать полноценную постоянную экспозицию русского авангарда в Русском музее. Чтобы любой петербуржец и турист мог в любой момент увидеть самую ценную коллекцию русского авангарда», — подчерк­нула Алла Манилова.

Читайте также:

Праздник Летнего сада, который всегда с нами

Эмпатия к садоводу


#Русский музей #выставка #корпус Бенуа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (7929) от 18.06.2025 под заголовком «В авангарде искусства!».


Комментарии