Из тени - на свет. Надя Демкина о женщинах-художницах

В марте, в канун женского дня, в арт-холле библиотеки им. Гоголя открылась выставка Нади Демкиной «Невидимое искусство», посвященная художницам конца XIX - начала XX века. А 18 марта все музеи, театры, библиотеки закрыли на карантин. Так что посмотреть выставку успели немногие. Жаль, потому что она была посвящена российским женщинам-художницам, многие из которых были талантливы, красивы, умны, но сейчас почти забыты. Надя ДЕМКИНА - художница, блогер, журналист - рассказала обозревателю Зинаиде АРСЕНЬЕВОЙ о прекрасных «невидимках», о женском художественном образовании в России, о своей уже готовой к изданию книге-комиксе, посвященной Остроумовой-Лебедевой, и о блоге, который ведет уже несколько лет.

Из тени - на свет. Надя Демкина о женщинах-художницах | Библиотека Гоголя - старейшая библиотека Красногвардейского района, созданная в 1918 году, после реконструкции выглядит современно и стильно. ФОТО Татьяны ГОРД

Библиотека Гоголя - старейшая библиотека Красногвардейского района, созданная в 1918 году, после реконструкции выглядит современно и стильно. ФОТО Татьяны ГОРД

- Надя, чем вызван ваш интерес к русским художницам - только ли интересом к русскому искусству рубежа XIX - XX веков? Или это отчасти дань феминизму, который сейчас вновь стал заметным течением в обществе и культуре?

- Выставка «Невидимое искусство» родилась из личного проекта. Осенью в течение двух месяцев в своем «Инстаграме» я рисовала портреты и рассказывала краткие биографии женщин-художниц, которые учились и работали в России до революции. В итоге у меня набралось 50 портретов и историй к ним. Я видела, что эта информация вызывает живой отклик у аудитории.

Интерес к женщинам в искусстве у меня взялся не из-за моды, а из собственной корысти. Я всегда искала опору в историях творческих людей, люблю читать биографии, воспоминания, письма, смотреть фильмы, документальные и художественные. Мне это помогает справиться с трудностями, найти примеры того, как можно пережить творческие кризисы, найти свой путь и так далее. В основном в информационном поле нас окружают мужские истории, а они очень отличаются от тех, что проживают женщины, и вопросы у них возникают другие, и кризисы. Сколько бы ни было детей у Репина, это не мешало ему утром встать к мольберту, а потом его всегда ждал горячий обед. А как при этом живется женщине-художнице? Именно поэтому я стала целенаправленно искать и находить примеры и образцы для себя. И оказалось, они важны и нужны и другим.

- Правомерно ли говорить о «женском» искусстве?

- Я против разделения искусства на мужское и женское и прочих делений по гендерному признаку. Если вы посмотрите, например, на работу Натальи Гончаровой и рядом - Михаила Ларионова, без подписей, возможно, что именно картина Гончаровой покажется вам более резкой и радикальной, и вы подумаете, что она принадлежит мужчине. Но это всего лишь стереотип в голове о том, какими должны быть женщины и мужчины, он не имеет отношения к краскам, формам, композиции.

- Героинями выставки в библиотеке Гоголя были Анна Остроумова, Елена Поленова, Маревна. Что их объединяет?

- Скорее, разделяет. Для выставки я выбрала из 50 художниц трех, жизнь которых связана с тремя важными для женского художественного образования городами. Остроумова-Лебедева - это Петербург, Поленова - Москва, Маревна - Париж. У художниц, родившихся до революции на территории Российской империи, было не так много возможностей получить профессиональное образование. Можно было приехать в одну из двух столиц или уехать за границу, главным образом во Францию. Многие пробовали и искали себя и там, и там. Елена Поленова и Анна Остроумова-Лебедева поучились и в Петербурге, и в Париже. Мария Воробьева-Стебельская (Горький дал ей звучный псевдоним Маревна) из Москвы уехала в Париж и уже не вернулась в Россию. Чтобы расставить какие-то акценты в выставочном пространстве, я три их истории рассказала более выпукло, подробно.

А объединяет их всех, наверное, наше невнимание. Фигуры такого масштаба могли бы сиять намного ярче. Как минимум Поленова и Остроумова-Лебедева - художницы, которые в своем искусстве были действительно новаторами и первооткрывательницами. Маревна, возможно, в творчестве не так ярка, но ее судьба не менее потрясает, чем история известной на весь мир Фриды. Маревна была женой Диего Риверы до нее, родила ему дочь, дружила со всем цветом Монпарнаса, оставила яркие воспоминания.

Кто помнит Поленову? Только исследователи. А она первой проиллюстрировала русские сказки, стояла у истоков развития русского стиля в декоративно-прикладном искусстве.

Остроумова-Лебедева перевернула жанр гравюры, своими гравюрами увековечила облик Петербурга. Где ее памятник, где музей ее имени у нас в городе? Даже на мемориальной доске на доме, где она жила с мужем, ее не упомянули.

- Петербург Остроумовой-Лебедевой - город прекрасный и... вечный. Чаще всего безлюдный. Вам близка эта ее трактовка образа города?

- Анна Петровна пишет в «Автобиографических записках», что даже начинает рисовать людей на пейзаже, а потом убирает, они кажутся ей лишними... Не то чтобы мне это было близким, но я могу ее понять. Ее образ города - это Петербург идеальный. В своих гравюрах она искала простой, ясной, чистой линии. Это есть в архитектуре города, есть в природе, и люди для нее в этих пейзажах - как лишний шум в музыке. Ее песня - о другом.

- А Петербург Нади Демкиной - какой он?

- Мой Петербург - очень яркий, разноцветный, полный людей, фантастических существ и обычной жизни. Это город, в котором пересекаются сфинксы и шаверма, амуры и рекламные вывески, слоны по-прежнему ходят по Суворовскому проспекту, а Петр фотографируется с туристами.

- Расскажите, пожалуйста, о своей новой книге про Остроумову-Лебедеву. Можно ли ее назвать книгой-комиксом?

- Это и есть комикс. Я взяла воспоминания художницы, подробные, яркие и живые. И выделила несколько тем. Меня интересовало прежде всего ее становление как самостоятельного автора, как она искала свой путь, где училась, что для нее было важным. Параллельно развивается тема любви. И получается, что я начинаю ее детством, а заканчиваю замужеством - такой путь героя.

Форму комикса я выбрала специально. Мне самой очень нравятся комиксы, которые сейчас активно издаются, переводятся и создаются в России. В моем детстве их практически не было (не считая журнала «Веселые картинки»). Комиксы детские и взрослые, комиксы по художественным произведениям и оригинальные, про супергероев и реальных людей, про мировые проблемы и подростков - их огромное количество. И стоит отбросить устаревшие представления о том, что комиксы - это примитивно.

Я хотела сделать свою историю об Анне Остроумовой-Лебедевой максимально современной, показать ее живой и яркой. Ее высказывания удивительно актуальны. Поэтому и возникла форма комикса.

- Насколько я знаю, вы изучали вопрос о женском художественном образовании. Как оно возникло в России? Как был пройден путь от домашних уроков рисования, «уездных барышень альбомов» до серьезного, большого искусства?

- Это огромная отдельная тема, я немного погрузилась в нее, продолжаю изучать и по мере сил делюсь своими знаниями, читала лекции к выставке, сейчас готовлю карту петербургских мест, связанных с художницами и женским образованием в сфере искусства. Женщины всегда стремились к искусству. На примере Европы, где какие-то художественные процессы начались раньше, мы видим художниц, которые стоят на равных с мастерами-мужчинами. Софонисба Ангвиссола, Артемизия Джентилески, Юдит Лейстер и другие художницы XVI - XVII веков, которых мы только начинаем открывать, сегодня вызывают огромный интерес во всех музеях мира. Проходят их выставки, находят новые работы, пишут исследования.

В России светское искусство начало развиваться к концу XVII века. Наша первая академия заработала в середине XVIII столетия, и только спустя несколько десятилетий наработала прослойку профессиональных русских художников. До этого работали иностранцы. Фактически мы ведем отсчет с XIX века. И уже с этого времени женщины начинают искать пути в академию. В начале они могли только сдавать экзамены, показывая академикам свои работы (причем требовалось доказать, что работы действительно написаны тобой!). В саму Императорскую академию художеств официально женщин стали принимать только в 1891 году. Но существовали вечерние курсы, другие учебные заведения, частные школы, частные преподаватели, наконец, Париж, куда всегда можно было поехать!

Надо понять главное - женщины могли достичь чего-то значительного в искусстве. Но их не пускали в профессиональную сферу, не давали возможностей получить знания. Чтобы стать художником, по канонам XIX века, нужно было изучать анатомию, рисовать моделей. А считалось, что женщине неприлично заниматься такими вещами. Поэтому художниц было мало. К началу XX века произошел взрыв в искусстве, и женщины сыграли в этом огромную роль.

- Расскажите о своем блоге. Что дает современному человеку блог, почему, как думаете, блогеры так популярны и даже потеснили официальные СМИ?

- Блог - это доступный способ быть услышанным. У тебя есть кнопка, которая выводит твой результат в большой мир. А дальше все зависит от тебя. Насколько ты готов вкладываться и во что.

Для меня блог - способ рассказать о себе и о том, что я делаю. Я меняюсь - и блог меняется вместе со мной. Происходит выставка - рассказываю о ней, делаю книгу - пишу об этом. Это не застывшая раз и навсегда форма, и в то же время он сохраняет информацию, которая продолжает работать на меня, приводит новых людей, расширяет поле взаимодействия с миром.

- Кто из современных художниц мог бы стать героиней вашей книги?

- Прямо книги - сложно сказать, но вокруг много героинь, которые меня вдохновляют. Жизнь и история Марины Абрамович. Британская художница Джени Савиль, как она работает с портретами. Невероятная история японки Яеи Кусама. Из петербургских художниц - это Ольга Тобрелутс, Наталия Флоренская, Глюкля и Цапля, которые, к сожалению, завершили свой проект «Фабрика найденных одежд». Алиса Юфа волшебно рисует Петербург. Острая репортажная графика Виктории Ломаско...

#художники #искусство #интервью

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112 (6710) от 02.07.2020 под заголовком «Из тени - на свет».


Комментарии