История легенды. В России представят премьеру сериала о Федоре Шаляпине

Как много вы знаете о жизни и судьбе Федора Шаляпина? Кроме того, что это был знаменитый на весь мир бас, пел «Дубинушку» и арию Мефистофеля «Люди гибнут за металл» и, наконец, что эмигрировал из Советской России? Дополнить наши представления, рассказав историю выходца из вятских крестьян, ставшего легендой, взялась компания «Москино» и сняла сериал «Шаляпин». Премьеру обещают показать в новом телевизионном сезоне.

История легенды. В России представят премьеру сериала о Федоре Шаляпине | ФОТО кадр из фильма

ФОТО кадр из фильма

Федор Шаляпин — самородок земли Русской, великий русский оперный певец, о котором, к сожалению, известно немного, — заметила продюсер картины Мария Ушакова. — Мы решили исправить это. Сериал охватывает временной отрезок примерно в 20 лет — от нищей юности, когда Шаляпин зарабатывал себе на хлеб бурлаком, до отъезда в эмиграцию после революции.

«Москино» известно своей тягой к историческим фильмам — в их портфеле «Грозный», «София», «Годунов». Кстати, костюмы, сшитые для картины «Годунов», пригодились и для истории о лучшем интерпретаторе образа Бориса в опере Мусоргского. Без оперы в «Шаляпине», конечно же, не обойдется, и за бас-царя на экране споет звездный Ильдар Абдразаков, но в гомеопатических дозах — авторы фильма стремятся рассказать не столько о Шаляпине-артисте, пусть и гениальном, сколько о человеке, раздираемом собственными бесами. «Очень хотелось найти какой‑то внут­ренний конфликт, даже грех», — признался исполнитель роли Шаляпина Александр Горбатов.

У Шаляпина интересная судьба и сложный характер. С одной стороны, в нем осталась деревенская мужицкая непосредственность, а с другой стороны, он тянулся к образованию. С одной стороны, был по‑мужицки жадным, а с другой — многим помогал и в годы Первой мировой у себя в доме открыл военный госпиталь, — рассказал режиссер Егор Анашкин («Кровавая барыня», «Зулейха открывает глаза»). — Его двойственность проявлялась во всем. Он был и за бедных, и за богатых, и за царя, и за народ. Шаляпин разрывался между двумя городами — в Москве ждала его первая жена, итальянская балерина Иола Торнаги, в имперской столице — вторая, петербургская супруга певца Мария Петцольд.

Продолжим: по собственным словам, Шаляпин «двадцать лет считал себя заправским социалистом», но был «одет в костюм, пошитый лучшим портным Лондона». И — ездил от одной жены к другой, арендовав целый вагон.

…Но драма легендарного баса не только в собственных противоречиях и запутанной личной жизни, но и в оборотной стороне славы. Егор Анашкин: «Твоя репутация может зависеть от чего угодно. Как только ты становишься известным, сразу появляются завистники, распускающие слухи, сплетни. Шаляпин приходил в ресторан, выпивал за обедом рюмку водки, а на следующий день читал в газете: «Шаляпин устроил пьяный дебош». Федор Иванович ничего не мог с этим поделать, он очень переживал, но в конце концов на­учился мириться с этим. У него была способность, несмотря ни на что, даже если потерял все, встать и сказать себе: жизнь продолжается. Мне кажется, это вдохновляющий посыл для зрителя».


* * *

Съемки «Шаляпина» завершились в Костроме, которую киногруппа превратила в дореволюционную Казань, родину Шаляпина. А начались съемки в ноябре в Петербурге с рассказа о «солисте его императорского величества» в той самой знаменитой бобровой шубе и шапке с кустодиевского портрета. Между прочим, этой шубой в 1919 году новая власть расплатилась с певцом за очередной концерт. Завершились съемки сериала рассказом о том, как мальчонка Федя Шаляпин (Клим Бердинский) пел в церковном хоре.

Снимали и в Нижнем Новгороде, и на левобережье Тутаева (привольный волжский пейзаж — как символ утраченной Шаляпиным родины, по легенде, певец до конца жизни возил с собой чемоданчик с родной землей). Захватили Москву — Большой театр. Но главной кинолокацией стал Петербург. Даже ярмарки — нижегородскую и казанскую — кинематографисты построили на берегу Невы. На сцене Театра имени Комиссаржевской снимали выступления 23‑летнего Шаляпина в Нижнем Новгороде в составе труппы Частной оперы. Репинские «Пенаты» стали ярославской дачей Константина Коровина на Нерли. Даже московскую квартиру Шаляпина создали на «Ленфильме». И само собой, снимали в петербургской квартире Шаляпина на улице Графтио, она считается его последним адресом в России.

В орбиту фильма попали Мариинский театр, Витебский вокзал, Дом архитектора, Дворец труда. И, наконец, Дом ученых. Дубовый зал бывшего великокняжеского дворца превратился в ресторан, где наслаждается роскошной жизнью тот, кто еще не так давно, по словам художника по костюмам Натальи Салтыковой, «начинал в косоворотке, в рваных штанах, каких‑то чоботах, и дошел до фраков, шуб. Он любил одеваться модно, ярко. Судя по всему, у Федора Ивановича был вкус». Кстати, Александр Горбатов приглядел себе парочку жилетов и шляп — на память о проекте.


* * *

Снимали и в Петергофе. Парк-усадьбу «Сергиевка» превратили в увеселительный сад «Аркадия», который на самом деле находился в Новой Деревне. В конце XIX века сюда стекалась молодежь, охочая до развлечений: фейерверки, акробаты, балерины, клоуны и — оперные певцы. Команда под руководством художника Александра Загоскина на вчера еще пустой поляне обустроила фонтан, поставили скульптуры, а на исполинские дубы повесили роскошные люстры, притворяющиеся хрустальными. Среди хористов, которые по воле антрепренера Лентовского (Роман Мадянов) взлетают на дубы, — двадцатилетний Шаляпин. Здесь снималась сцена, в которой еще никому не известный певец знакомится с Мамонтом Дальским… упав на него с дуба. Сегодня это необычное имя мало кому что говорит, а в те времена это был настоящий кумир всех курсисток и их мам. «Последний трагик» и анархист, всегда слегка навеселе, Дальский сыграл важную роль в жизни Шаляпина, став ему не только другом, но и учителем. «Он научил молодого оперного певца актерскому мастерству, — рассказывает о своем персонаже Ян Цапник. — И Шаляпин впоследствии брал не только голосом, но и тем, как он существовал на сцене. Он не был ряженой куклой в отличие от многих своих предшественников, а действительно перевоплощался в Годунова, Сусанина, Мефистофеля»…


* * *

В фильме будет калейдоскоп реальных персонажей Серебряного века. На экране появятся художники Константин Коровин, Михаил Врубель, Валентин Серов (их играют Александр Яценко, его тезка Яцко и Сергей Перегудов), будущий «мхатовский старик» Василий Качалов (Влад Ставропольцев), еще один великий эмигрант Сергей Рахманинов (Лев Зулькарнаев) и бурлацкий внук Максим Горький (имя его исполнителя — пока интрига). Двух жен Шаляпина сыграют Мария Смольникова и Юлия Снигирь. Не забыли и о французском бульдоге Бульке, увековеченном Кустодиевым на знаменитом портрете Шаляпина. Любимца певца играют две собаки — одна спокойного нрава, другая хороша для активных сцен. И если в похожести бульдогов сомневаться не приходится, то насколько экранные персонажи будут походить на своих исторических прототипов — важный вопрос. По словам художника по гриму Артема Демидова, превратить Александра Горбатова в Федора Шаляпина было несложно — осветлили волосы, округлили лицо с помощью гелевых наполнителей. «Больше всего метаморфоз претерпел Федор Добронравов, который играет отца Шаляпина, — заметил Артем Демидов. — В молодом возрасте у него короткая борода, в солидном — она уже длинная. Человеком он был пьющим, и это отражалось на его носе. В один день могли снимать сцены с отцом Шаляпина в разные периоды жизни, и приходилось манипулировать с бородой и носом актера»…


* * *

Совпадение или нет, но съемки сериала закончились спустя ровно 100 лет с того июньского дня, когда Шаляпин отправился на гастроли за границу. Вернуться на родину ему было уже не суждено.


#съемки #сериал #фильм

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112 (7195) от 23.06.2022 под заголовком «О Федоре Шаляпине замолвили слово».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?