Главная городская газета

«Истопи ты мне баньку по-черному...»

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

В Президентской библиотеке прозвучит нежная музыка сильного императора

В Колонном зале библиотеки 27 июня петербуржцы  познакомятся с культурной стороной эпохи российского императора Николая I. Читать полностью

Босиком по льду: «Ромео и Джульетта» - в Петербурге

Драматический спектакль Ильи Авербуха до конца июня приехал в Северную столицу. Детали масштабного ледового шоу - в нашем материале. Читать полностью

Театр одного актера на Летних чтениях

В течение трех дней, с 19 по 21 июня, в Петербурге пройдет фестиваль «Летние чтения». В этот раз программа приятно удивит гостей проекта. Читать полностью

Из Петербурга в Токио: история одной выставки

Впервые художественная выставка направилась из России в страну восходящего солнца в 20-х годах прошлого столетия. О том, как это было, вспоминают «СПб ведомости». Читать полностью

Ысыах Олонхо: в Петербурге отметили якутский Праздник лета

Ысыах - в переводе «изобилие» - главный праздник Республики Саха. В Якутии торжества пройдут только 21 июня. Но небольшие выездные ысыахи уже начали свое шествие по России: они состоялись в Калининграде, Владивостоке, Москве... Читать полностью

Концертный хор Санкт-Петербурга: разрушая стереотипы

Премьера большого концертного проекта «Чайковский-гала» состоится сегодня в Большом зале Филармонии и станет приношением к 125-летней годовщине смерти великого русского композитора. Читать полностью
«Истопи ты мне баньку по-черному...» | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

На Малой сцене театра «Мастерская» режиссер Григорий Козлов поставил спектакль по повести Валентина Распутина «Живи и помни».

Спектакль одного из самых молодых и неформальных питерских театров начинается у входа в зрительный зал. Женщина в ватнике, валенках и до бровей надвинутом платке (девчонка ли, бабка ли - не разберешь) колет дрова. Сосредоточенно и отчаянно орудует топором, ни на кого не оглядываясь. Поленом можно и по башке получить... Лишь тот, кто читал повесть, написанную в 1974 году, сразу вспомнит, что Настена собралась истопить баню не для себя, а для мужа, который (она чувствует) прячется где-то поблизости в лесу...

А для тех, кто не читал, повествование начинает Хор. Прямо как в античной трагедии. Сначала это настораживает. Ну вот, думаешь, с прозой Валентина Распутина справиться не смогли, решили нам ее пересказать, причем торопливо, скороговоркой, торопя события. Лишь постепенно «въезжаешь», понимая, что перед нами история, ничуть не менее драматичная и масштабная, чем древний миф. И трагическая вина Андрея Гуськова, деревенского парня, не вернувшегося на фронт после госпиталя, заслуживает не меньших размышлений, чем деяния (и злодеяния) какого-нибудь Одиссея или Ясона.

В нашем российском восприятии тоже немало мифов, где обитают боги и герои. Один из них связан с Великой Отечественной войной, которой ушиблено несколько поколений и из плена которой не выбраться даже столько лет спустя. Внуки участников тех событий не всегда твердо знают, о чем речь, однако пишут на своих внедорожниках «Спасибо деду за Победу!», не особо вдумываясь в подробности человеческих судеб, войной покалеченных.

Валентин Распутин знал, о чем писал, и понимал, сколь неблагодарный ракурс избрал для сюжета своей повести. Его вкупе с Виктором Астафьевым, Федором Абрамовым и Василием Беловым причисляли к писателям-деревенщикам, что, вообще-то, весьма почетно, - известно, на чем стояла и стоять будет наша земля. Но круг их мысли значительно шире, поскольку в понятие «народ» входят и те, кто составляет хор, и те, кому выпало стать «солистами».

Дезертир Андрей Гуськов и его жена Настена поневоле противопоставили себя Хору. Их ли вина, что в свои двадцать с небольшим они только сейчас, встречаясь тайком, урывками, по-настоящему узнали и полюбили друг друга? Арина Лыкова не играет героическую женщину, ее Настена - лицо эпизодическое, из толпы, слабенький лучик света «в темном царстве», она взрослеет, обретает силу, преображается, расцветает у нас на глазах, по мере того как открывает в муже любимого и страдающего человека и чувствует под сердцем его ребенка. Оказываясь одна против всей деревни, делает выбор без истерики, без напряжения, просто и достойно. Как и подобает трагической героине. Ничуть не легче беглому солдату Гуськову: положение его безвыходно. Ему предстоит пережить самые счастливые часы в самый тяжелый момент жизни. Появиться из небытия и в небытие уйти. Артисту Алексею Ведерникову, наверное, еще недостает опыта для столь сложной задачи, с ролью затравленного зверя ему справиться проще, чем с нахлынувшей лавиной чувств. Но этой паре все равно веришь, додумывая и переживая за них, как за близких и понятных людей.

Наверное, это происходит еще и потому, что их история не отделена от нас толщей времени. Не о войне ведь речь, а о людях, которые воюют друг с другом. Как воевали Монтекки с Капулетти, Электра со своими судьями или Мишка Пряслин с пекашинцами. Эти драмы - на все времена.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook