Мастера в «Мастерской»

В театре «Мастерская» под руководством Григория Козлова состоялась премьера спектакля «Мастер и Маргарита». Длится спектакль в общей сложности восемь часов - два вечера с антрактами. Но зритель у «Мастерской» верный и опытный, закаленный «Тихим Доном», который идет целый день, что никого, кажется, не напрягает и всех только интригует.

Мастера в «Мастерской»  | Персонажи Михаила Булгакова в исполнении студентов заметно помолодели. ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Персонажи Михаила Булгакова в исполнении студентов заметно помолодели. ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Трудно быть классиком! На тебя взирают, как на икону, сдувая пылинки, и в то же время разбирают по косточкам, забывая потом собрать воедино. Идеи и образы зачастую сумбурно и недостоверно отражаются в субъективном восприятии интерпретатора.

Классик отечественной словесности Михаил Булгаков и сам немало потрудился над тем, чтобы его «Мастер и Маргарита» перессорил читателей, заморочив многослойностью, многофигурностью и богатым культурно-философским контекстом. «За мной, читатель!» - зовет писатель. Но аудитория неоднородна, и одни устремляются за любовным романом, другие - за жанровыми картинками московского быта 1920-х годов, третьих увлекает история Понтия Пилата...

Театр Григория Козлова глыбы текстов и смыслов не убоялся, да и где ж еще ставить спектакль о Мастере, как не в «Мастерской»? Более того, перед нами эксперимент: погружение в мир Булгакова доверили даже не артистам, а студентам - четвертому курсу РГИСИ. В программке значится: «Спектакль сочинили и играют», а ниже - более пятидесяти персонажей и почти столько же имен-фамилий. На долю некоторых выпало с десяток ролей, так что перевоплощаться (а также переодеваться) им приходится интенсивно.

Внушителен список режиссерской группы: лучшие педагоги Моховой занимались со своими подопечными на протяжении нескольких семестров. Благодаря художникам Николаю Слободянику, Марии Лукка, Дмитрию Албулу (мастер по свету) и хореографу Юрию Василькову ключевые сцены выглядят просто волшебно.

Сюжет дополнен сегодняшними ассоциациями и вставлен в рамку взаимоотношений писателя с советской властью. Понятно, что помимо художественных целей постановка преследует задачи педагогические: будущие артисты воспитываются на большой литературе, не просто ведя свою роль, но участвуя в сценическом прочтении романа целиком. Полифонии прозы отвечает театральная многожанровость: драма, сатира, хореография, вокал, рэп - «все смешалось в доме» на Народной, 1. Адрес нехорошей квартиры поменялся, но ее обитатели по-прежнему - фавориты зала. Здесь неотразимость Воланда и его свиты настолько совпадает с обаянием исполнителей, что сопротивление бесполезно. Попадает в цель и перекличка конферанса Жоржа Бенгальского с выступлениями нынешних шоуменов. Красота и стильность женского состава позволяет самым сексапильным девушкам притворяться дурнушками (браво, Эдит Пиаф!) и исключительно всем - обнажаться без ущерба для вкуса и глазам на радость.

О знании романа в целом спектакль напоминает неоднократно: стоит отвлечься, увлечься кем-то или чем-то, как вам словно ушат воды на голову - грозная (и в то же время растиражированная) цитата. И все же отвлекающих моментов многовато. Так что не всегда удается отличить важное от второстепенного. Здесь, как на балу у сатаны, - держи ухо востро. Иначе трудно уловить, как судьба Фриды, которую пожалела Маргарита, отзывается на участи Понтия Пилата и как история Ивана Бездомного связана с биографией самого Михаила Афанасьевича...

«А что же главное в спектакле?» - спросит читатель, который еще не успел стать зрителем. Надеюсь, главное то же, что и у Булгакова. С той лишь поправкой, что он точно знал, зачем в сталинскую Москву пожаловал Воланд.

Переплетение судеб писателя и его героев, прототипов и персонажей, истории и современности, столкновение философского и обывательского взглядов на роман - это, несомненно, в спектакле присутствует. Но романная форма в театре - дело непростое. Здесь, как в цирке, важнее всего баланс. Виртуозность пластического языка едва ли прикроет заторможенность бытовых сцен, а излишнее внимание к побочным линиям вряд ли раскрутит основной конфликт.

Впрочем, в спектакле есть безотказный мотор - кураж. Мастерами не рождаются, а становятся. Если в двадцать лет с небольшим выпадает сыграть Мастера или Маргариту, то к моменту получения диплома сегодняшним подмастерьям будет что предъявить и чем похвастать. И на вопрос экзаменаторов о главном человеческом пороке они со знанием дела ответят: «Трусость!».

#«Мастер и Маргарита» #Григорий Козлов #премьера

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.