Мастера в «Мастерской»

В театре «Мастерская» под руководством Григория Козлова состоялась премьера спектакля «Мастер и Маргарита». Длится спектакль в общей сложности восемь часов - два вечера с антрактами. Но зритель у «Мастерской» верный и опытный, закаленный «Тихим Доном», который идет целый день, что никого, кажется, не напрягает и всех только интригует.

Мастера в «Мастерской»  | Персонажи Михаила Булгакова в исполнении студентов заметно помолодели. ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Персонажи Михаила Булгакова в исполнении студентов заметно помолодели. ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Трудно быть классиком! На тебя взирают, как на икону, сдувая пылинки, и в то же время разбирают по косточкам, забывая потом собрать воедино. Идеи и образы зачастую сумбурно и недостоверно отражаются в субъективном восприятии интерпретатора.

Классик отечественной словесности Михаил Булгаков и сам немало потрудился над тем, чтобы его «Мастер и Маргарита» перессорил читателей, заморочив многослойностью, многофигурностью и богатым культурно-философским контекстом. «За мной, читатель!» - зовет писатель. Но аудитория неоднородна, и одни устремляются за любовным романом, другие - за жанровыми картинками московского быта 1920-х годов, третьих увлекает история Понтия Пилата...

Театр Григория Козлова глыбы текстов и смыслов не убоялся, да и где ж еще ставить спектакль о Мастере, как не в «Мастерской»? Более того, перед нами эксперимент: погружение в мир Булгакова доверили даже не артистам, а студентам - четвертому курсу РГИСИ. В программке значится: «Спектакль сочинили и играют», а ниже - более пятидесяти персонажей и почти столько же имен-фамилий. На долю некоторых выпало с десяток ролей, так что перевоплощаться (а также переодеваться) им приходится интенсивно.

Внушителен список режиссерской группы: лучшие педагоги Моховой занимались со своими подопечными на протяжении нескольких семестров. Благодаря художникам Николаю Слободянику, Марии Лукка, Дмитрию Албулу (мастер по свету) и хореографу Юрию Василькову ключевые сцены выглядят просто волшебно.

Сюжет дополнен сегодняшними ассоциациями и вставлен в рамку взаимоотношений писателя с советской властью. Понятно, что помимо художественных целей постановка преследует задачи педагогические: будущие артисты воспитываются на большой литературе, не просто ведя свою роль, но участвуя в сценическом прочтении романа целиком. Полифонии прозы отвечает театральная многожанровость: драма, сатира, хореография, вокал, рэп - «все смешалось в доме» на Народной, 1. Адрес нехорошей квартиры поменялся, но ее обитатели по-прежнему - фавориты зала. Здесь неотразимость Воланда и его свиты настолько совпадает с обаянием исполнителей, что сопротивление бесполезно. Попадает в цель и перекличка конферанса Жоржа Бенгальского с выступлениями нынешних шоуменов. Красота и стильность женского состава позволяет самым сексапильным девушкам притворяться дурнушками (браво, Эдит Пиаф!) и исключительно всем - обнажаться без ущерба для вкуса и глазам на радость.

О знании романа в целом спектакль напоминает неоднократно: стоит отвлечься, увлечься кем-то или чем-то, как вам словно ушат воды на голову - грозная (и в то же время растиражированная) цитата. И все же отвлекающих моментов многовато. Так что не всегда удается отличить важное от второстепенного. Здесь, как на балу у сатаны, - держи ухо востро. Иначе трудно уловить, как судьба Фриды, которую пожалела Маргарита, отзывается на участи Понтия Пилата и как история Ивана Бездомного связана с биографией самого Михаила Афанасьевича...

«А что же главное в спектакле?» - спросит читатель, который еще не успел стать зрителем. Надеюсь, главное то же, что и у Булгакова. С той лишь поправкой, что он точно знал, зачем в сталинскую Москву пожаловал Воланд.

Переплетение судеб писателя и его героев, прототипов и персонажей, истории и современности, столкновение философского и обывательского взглядов на роман - это, несомненно, в спектакле присутствует. Но романная форма в театре - дело непростое. Здесь, как в цирке, важнее всего баланс. Виртуозность пластического языка едва ли прикроет заторможенность бытовых сцен, а излишнее внимание к побочным линиям вряд ли раскрутит основной конфликт.

Впрочем, в спектакле есть безотказный мотор - кураж. Мастерами не рождаются, а становятся. Если в двадцать лет с небольшим выпадает сыграть Мастера или Маргариту, то к моменту получения диплома сегодняшним подмастерьям будет что предъявить и чем похвастать. И на вопрос экзаменаторов о главном человеческом пороке они со знанием дела ответят: «Трусость!».

#«Мастер и Маргарита» #Григорий Козлов #премьера

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?