Мастера в «Мастерской»

В театре «Мастерская» под руководством Григория Козлова состоялась премьера спектакля «Мастер и Маргарита». Длится спектакль в общей сложности восемь часов - два вечера с антрактами. Но зритель у «Мастерской» верный и опытный, закаленный «Тихим Доном», который идет целый день, что никого, кажется, не напрягает и всех только интригует.

Мастера в «Мастерской»  | Персонажи Михаила Булгакова в исполнении студентов заметно помолодели. ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Персонажи Михаила Булгакова в исполнении студентов заметно помолодели. ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Трудно быть классиком! На тебя взирают, как на икону, сдувая пылинки, и в то же время разбирают по косточкам, забывая потом собрать воедино. Идеи и образы зачастую сумбурно и недостоверно отражаются в субъективном восприятии интерпретатора.

Классик отечественной словесности Михаил Булгаков и сам немало потрудился над тем, чтобы его «Мастер и Маргарита» перессорил читателей, заморочив многослойностью, многофигурностью и богатым культурно-философским контекстом. «За мной, читатель!» - зовет писатель. Но аудитория неоднородна, и одни устремляются за любовным романом, другие - за жанровыми картинками московского быта 1920-х годов, третьих увлекает история Понтия Пилата...

Театр Григория Козлова глыбы текстов и смыслов не убоялся, да и где ж еще ставить спектакль о Мастере, как не в «Мастерской»? Более того, перед нами эксперимент: погружение в мир Булгакова доверили даже не артистам, а студентам - четвертому курсу РГИСИ. В программке значится: «Спектакль сочинили и играют», а ниже - более пятидесяти персонажей и почти столько же имен-фамилий. На долю некоторых выпало с десяток ролей, так что перевоплощаться (а также переодеваться) им приходится интенсивно.

Внушителен список режиссерской группы: лучшие педагоги Моховой занимались со своими подопечными на протяжении нескольких семестров. Благодаря художникам Николаю Слободянику, Марии Лукка, Дмитрию Албулу (мастер по свету) и хореографу Юрию Василькову ключевые сцены выглядят просто волшебно.

Сюжет дополнен сегодняшними ассоциациями и вставлен в рамку взаимоотношений писателя с советской властью. Понятно, что помимо художественных целей постановка преследует задачи педагогические: будущие артисты воспитываются на большой литературе, не просто ведя свою роль, но участвуя в сценическом прочтении романа целиком. Полифонии прозы отвечает театральная многожанровость: драма, сатира, хореография, вокал, рэп - «все смешалось в доме» на Народной, 1. Адрес нехорошей квартиры поменялся, но ее обитатели по-прежнему - фавориты зала. Здесь неотразимость Воланда и его свиты настолько совпадает с обаянием исполнителей, что сопротивление бесполезно. Попадает в цель и перекличка конферанса Жоржа Бенгальского с выступлениями нынешних шоуменов. Красота и стильность женского состава позволяет самым сексапильным девушкам притворяться дурнушками (браво, Эдит Пиаф!) и исключительно всем - обнажаться без ущерба для вкуса и глазам на радость.

О знании романа в целом спектакль напоминает неоднократно: стоит отвлечься, увлечься кем-то или чем-то, как вам словно ушат воды на голову - грозная (и в то же время растиражированная) цитата. И все же отвлекающих моментов многовато. Так что не всегда удается отличить важное от второстепенного. Здесь, как на балу у сатаны, - держи ухо востро. Иначе трудно уловить, как судьба Фриды, которую пожалела Маргарита, отзывается на участи Понтия Пилата и как история Ивана Бездомного связана с биографией самого Михаила Афанасьевича...

«А что же главное в спектакле?» - спросит читатель, который еще не успел стать зрителем. Надеюсь, главное то же, что и у Булгакова. С той лишь поправкой, что он точно знал, зачем в сталинскую Москву пожаловал Воланд.

Переплетение судеб писателя и его героев, прототипов и персонажей, истории и современности, столкновение философского и обывательского взглядов на роман - это, несомненно, в спектакле присутствует. Но романная форма в театре - дело непростое. Здесь, как в цирке, важнее всего баланс. Виртуозность пластического языка едва ли прикроет заторможенность бытовых сцен, а излишнее внимание к побочным линиям вряд ли раскрутит основной конфликт.

Впрочем, в спектакле есть безотказный мотор - кураж. Мастерами не рождаются, а становятся. Если в двадцать лет с небольшим выпадает сыграть Мастера или Маргариту, то к моменту получения диплома сегодняшним подмастерьям будет что предъявить и чем похвастать. И на вопрос экзаменаторов о главном человеческом пороке они со знанием дела ответят: «Трусость!».

#«Мастер и Маргарита» #Григорий Козлов #премьера

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...