«Испепеляющее желание дирижировать». Игорь Томашевский о музыке и сцене

Новым художественным руководителем Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра был назначен Игорь Томашевский. Дирижер рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» о своем пути и тонкостях творческой профессии.

«Испепеляющее желание дирижировать». Игорь Томашевский о музыке и сцене  | Фото предоставлено СПб ГАСО

Фото предоставлено СПб ГАСО

– Расскажите, с чего начался ваш музыкальный путь? Когда вы поняли, что это «дело вашей жизни»?

– В музыкальную школу меня отдали родители. Поначалу было тяжело, проходил все методом проб и ошибок. Интересы быстро менялись, внимание переключалось с одной специальности на другую. Уже будучи студентом консерватории, стал всерьез заниматься сочинением музыки. Как мне кажется, это высшая форма деятельности в музыкальном искусстве, при этом любая профессия, касающаяся этой сферы - призвание. Композиторская деятельность не оказалось для меня таковым. В то время как дирижирование захватывало все больше. Первый шаг дирижера очень хорошо описан нашим великим современником Риккардо Мути: «Встал перед оркестром, провел рукой по воздуху - родился звук». Спустя время это ощущение стало самым желанным. Мой интерес усиливался, и как верно подметил Владимир Юровский: «желание дирижировать стало испепеляющим».

– Когда-то вы были учеником легендарного дирижера Эдуарда Серова. Как складывались ваши отношения?

– Эдуард Серов является одним из великих музыкантов прошлого. Примером, которым я вдохновляюсь и горжусь тем, что являюсь его учеником. Его отношение ко мне – это благороднейший пример наставничества. Такой Учитель навсегда остается с тобой в душе и направляет на жизненном пути. По сей день во время работы я думаю о том, что бы мне сказал на какого-либо мое профессиональное решение Эдуард Афанасьевич. Мой Учитель – это настоящий пример для подражания.

– Были ли у вас другие наставники?

– С теплотой вспоминаю Александра Дерениковича Мнацаканяна. В свое время он учился у великого Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. В какой-то момент он ослабил свою педагогическую хватку, увидев мою увлеченность дирижерской профессией. Случилось это уже в консерватории, а ведь Мнацаканян занимался со мной со школьных времен. Переживал, когда что-то не получалось, но всегда верил в меня. Александр Дереникович учился в одно время с Эдуардом Серовым. Сейчас, открыв партитуру, я могу посмотреть на нее с композиторской точки зрения. Чем я полностью обязан Александру Дерениковичу.


Фото предоставлено СПб ГАСО

Владимир Иванович Цытович был моим профессором по классу инструментовки. Настоящий Ленинградский композитор и интеллигент. Добрее души я в своей жизни не встречал. При этом он был невероятно профессионален. В нем органично сочетались мягкость и способность к критическому мышлению. Запомнилось его самое жесткое замечание: «Знаешь, это мне как-то никак».

– Можете ли вы описать свои эмоции на сцене?

– Положительных эмоций много, но важно сохранять трезвый рассудок и держать все под контролем. После первых звуков обычно наступает спокойствие.

– Всегда ли у вас это получается?

– Знаете, когда не получалось, возникали опасные моменты. Дирижер должен существовать в нескольких временных отрезках одновременно. То есть, контролировать то, что происходит сейчас, сопоставлять с тем, что уже было сыграно и думать наперед.

У дирижерской профессии, на мой взгляд, есть утилитарно-приземленная, техническая сторона. Но есть и другая – идейное вдохновение, способность убедить оркестрантов и слушателей в своей концепции, в своем видении.


Фото предоставлено СПб ГАСО

28 января в 19.00 часов Санкт- Петербургский государственный академический симфонический оркестр представляет программу, посвященную 77-й годовщине полного освобождения Ленинграда от блокады. За дирижерским пультом СПбГАСО – Игорь Томашевский.

#дирижер #оркестр #музыка

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?