Искусство в камне. В Главном штабе Эрмитажа открылась необычная выставка

В Главном штабе Эрмитажа открылась выставка «Современное камнерезное искусство». На ней показано 37 произведений 22 художников из собрания музея. Они представляют петербургскую школу, которая существует немногим более тридцати лет, пройдя путь от ремесла к высокому искусству.

Искусство в камне. В Главном штабе Эрмитажа открылась необычная выставка | Геннадий Пылин. «Кот Бегемот». / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Геннадий Пылин. «Кот Бегемот». / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Приветствуя участников проекта, Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа, отметил, что комнаты Карла Фаберже в Главном штабе хранят память о придворном ювелире и призваны стимулировать развитие созданных им традиций. «Именно этому служит представленная на выставке коллекция работ современных камнерезов, блестящих мастеров с хорошим вкусом», — подчеркнул руководитель музея.

Началом возрождения петербургской школы принято считать 1989 год, когда была создана творческая группа «Пластика в камне». В начале XXI века возникли другие мастерские, которые работают и сейчас. В 2011 году меценат Максим Арцинович подарил Эрмитажу 16 произведений, с которых началась музейная коллекция современного камнерезного искусства. В следующие годы она пополнялась из разных источников, сейчас в ней находится 42 произведения. Каж­дое, прежде чем попасть в музейное собрание, проходит тщательную экспертную оценку.

Александр Левенталь был одним из создателей группы «Пластика в камне». На выставке представлена его работа «Иешуа» из уральской яшмы. Выразительный образ напоминает и библейского персонажа, и героя романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Литературную тему продолжает фигурка из камней и драгоценных металлов «Кот Бегемот» Геннадия Пылина. Котяра сидит на кресле нога на ногу, держа примус в левой лапе. Сергей Шиманский ­создал изящную композицию «Осенний букет» из тончайших «лепестков» янтаря и горного хрусталя.

Сергей Фалькин, скульптор и камнерез, показывая свои работы из нефрита «Улитка «Волна» и «Улитка «Готика», пояснил для нашей газеты, что образцы твердого цветного камня, даже одной породы, не похожи один на другой. Например, у нефрита есть оттенки от белого до черного через голубоватый и коричневый. «Надо понимать камень, превратить его в произведение декоративного искусства, насыщенное образами и метафорами. Каждый раз работа идет по‑разному. Даже если нарисован эскиз и вылеплена модель, в «разговоре» с камнем все может измениться. С одной стороны, это такой материал, который не любит слабых: нужна твердая мысль и твердая рука. Но, с другой — он не любит насилия, с ним надо договариваться», — убежден Фалькин.

Антон Ананьев, показывая свою работу в виде одуванчика, созданного из горного хрусталя, нефрита и золотых нитей, пояснил название произведения — «Цветок зла». Оно отсылает к сборнику стихов Шарля Бодлера. И одновременно напоминает о короткой жизни одуванчика как метафоре скоротечнос­ти нашей жизни, в которой надо что‑то успеть. Для создания одуванчика потребовалось сначала вырезать из куска хрусталя цельный шарик, а затем выточить внутри полую сферу с толщиной стенок не более одного миллиметра. «Кропотливая работа, хрусталь — материал твердый и одновременно хрупкий. Но опытный мастер чувствует его руками», — говорит Ананьев.

Татьяна Бабошина, куратор выставки, научный сотрудник отдела западноевропейского искусства, обратила мое внимание на несколько предметов, имеющих прикладное значение. Таковы две трости. У Сергея Шиманского в качестве набалдашника создана композиция из дымчатого кварца «Шут на одуванчике». У Евгения Морозова — «Гриб» из агата.

Сейчас в Музее Фаберже работает выставка «Русский эпос в камне», представляющая работы уральской школы камнерезного искусства. Ее мастера используют главным образом технику объемной мозаики. Петербургской школе свойственна работа с цельным куском камня. Совпадение двух выставок случайно, а для публики это стало хорошей возможностью увидеть произведения двух основных школ российских камнерезов.

#выставка #открытие #Эрмитаж #работы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 130 (7213) от 19.07.2022 под заголовком «С камнем надо договариваться».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?