Искусство через язык анимации. В Мраморном дворце открылась выставка-ребус

В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка «Современное российское искусство — языком анимации». 60 произведений из собрания самого музея, частных коллекций и мастерских художников показывают, как с привычными изображениями людей конкурируют пиктограммы и другие знаки.

Искусство через язык анимации. В Мраморном дворце открылась выставка-ребус | ФОТО автора

ФОТО автора

Этот проект не про мультфильмы и их создателей. По словам Ирины Карасик, куратора выставки, ведущего научного сотрудника отдела новейших течений Русского музея, «язык анимации — основное визуальное средство общения современности. Он действует в компьютерных интерфейсах, в сфере общественного транспорта, играет важную роль в кино. Выставка дает пищу для ума и обсуждений, ее можно назвать свое­образным ребусом, который предстоит разгадать заинтересованным зрителям».

Наверное, для этой выставки использование слово «анимация» не очень удачно. Но лучше пока ничего не придумано для определения того, что можно описать словами известной детской песенки: «Точка, точка, запятая — вышла рожица кривая».

Для эпиграфа куратор выбрал работы амазонки русского авангарда. Редко выставляемый альбом «ВАРСТ» — серия линогравюр Варвары Степановой, созданная ею в 1919 году. В названии альбома «спрятан» ранний псевдоним художницы. Сами оттиски напрямую отсылают к теме выставки: «Женская фигура, составленная из треугольников и кругов», «Композиция из двух человеческих фигур, составленных из пересекающихся линий», «Композиция из двух фигур, мужской — из прямоугольников, женской — из овалов». Продолжателем этой традиции стал Игорь Шелковский, один из лидеров неофициального искусства 1970‑х годов. Его нынешние скульптуры — «Стоящий», «Сидящий» и другие — созданы из брусков, распиленных на современных точных станках и собранных по чертежам.

В 1980‑е годы ленинградская группа «Новые художники», возглавляемая Тимуром Новиковым, активно использовала условные изображения человечков и зверюшек для создания своих брутальных картин и рисунков. Таковы «Две фигуры» Инала Савченкова, «Мухоморчик» Андрея Крисанова, «Бег» Олега Котельникова — Андрея Медведева. В рисунке без названия Виктор Цой несколькими штрихами изобразил борьбу современных Давида и Голиафа. В отличие от ветхозаветной истории победа явно будет за Голиафом с пистолетом. Эти художники работали под сильным влиянием поп-арта и граффити.

Позже Новиков стал заниматься «тряпочками», в которых знак играет главную роль. «Альпинист и камнепад» 1988 года сшита из двух кусков ткани. Справа — коричневый (гора). Слева — желтый с нарисованными на нем черными кружочками (камнепад). По вертикальной кромке, с трудом, держась за трос, карабкается человек. Разумеется, это произведение не про тяжелую участь альпинистов. Оно про человека, живущего в ежедневном преодолении трудных обстоятельств.

Андрей Люблинский в своих объектах «Красный человек на самокате» и «Красный человек с тачкой» возвращается к традициям русского авангарда, подчеркивая эту преемственность сочетанием белого и красного цветов. В то же время красные персонажи художника как будто созданы из компьютерных пикселей. Простым приемом автор достигает важного обобщения: жизнь современного человека — много трудиться и что‑то еще успеть.

Андрей Суздалев работает в направлении «книга художника». Его «Венера и Юпитер» — своеобразный отчет о морской экспедиции к берегам Северной Африки для наблюдения максимального сближения двух планет. В серии рисунков автор предлагает зрителю сначала сфокусироваться на двух ярких точках на фоне ночного неба, а потом — на снастях, проходящих судах и береговой линии. Выбор анимационных приемов оправдан.

На выставке показано несколько объектов театрального художника Виктора Григорьева. «Механической рыбе» пропеллеры заменили плавники. «Ихтиандр» уверенно двигается в глубинах океана с помощью моторчика. Здесь не соглашусь с куратором. Эти работы «произрастают» не из анимации, а из кинетического искусства Жана Тенгели и других мастеров этого направления. Так же как полотна с вышивкой и коллажами Аси Маракулиной «Март», «Улица» «Двор» — из традиций народного искусства.

Проект о роли анимации в искусстве дает пищу для размышлений. Но ему явно не хватило стержневого произведения, которое заставило бы зрителя, не знакомого с художественными процессами, задержаться и разгадать ребус.

#выставка #анимация #Мраморный дворец #Русский музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 129 (7212) от 18.07.2022 под заголовком «Человек из пикселей».


Комментарии