Искусство в камне. В Главном штабе Эрмитажа открылась необычная выставка
В Главном штабе Эрмитажа открылась выставка «Современное камнерезное искусство». На ней показано 37 произведений 22 художников из собрания музея. Они представляют петербургскую школу, которая существует немногим более тридцати лет, пройдя путь от ремесла к высокому искусству.
Геннадий Пылин. «Кот Бегемот». / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Приветствуя участников проекта, Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа, отметил, что комнаты Карла Фаберже в Главном штабе хранят память о придворном ювелире и призваны стимулировать развитие созданных им традиций. «Именно этому служит представленная на выставке коллекция работ современных камнерезов, блестящих мастеров с хорошим вкусом», — подчеркнул руководитель музея.
Началом возрождения петербургской школы принято считать 1989 год, когда была создана творческая группа «Пластика в камне». В начале XXI века возникли другие мастерские, которые работают и сейчас. В 2011 году меценат Максим Арцинович подарил Эрмитажу 16 произведений, с которых началась музейная коллекция современного камнерезного искусства. В следующие годы она пополнялась из разных источников, сейчас в ней находится 42 произведения. Каждое, прежде чем попасть в музейное собрание, проходит тщательную экспертную оценку.
Александр Левенталь был одним из создателей группы «Пластика в камне». На выставке представлена его работа «Иешуа» из уральской яшмы. Выразительный образ напоминает и библейского персонажа, и героя романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Литературную тему продолжает фигурка из камней и драгоценных металлов «Кот Бегемот» Геннадия Пылина. Котяра сидит на кресле нога на ногу, держа примус в левой лапе. Сергей Шиманский создал изящную композицию «Осенний букет» из тончайших «лепестков» янтаря и горного хрусталя.
Сергей Фалькин, скульптор и камнерез, показывая свои работы из нефрита «Улитка «Волна» и «Улитка «Готика», пояснил для нашей газеты, что образцы твердого цветного камня, даже одной породы, не похожи один на другой. Например, у нефрита есть оттенки от белого до черного через голубоватый и коричневый. «Надо понимать камень, превратить его в произведение декоративного искусства, насыщенное образами и метафорами. Каждый раз работа идет по‑разному. Даже если нарисован эскиз и вылеплена модель, в «разговоре» с камнем все может измениться. С одной стороны, это такой материал, который не любит слабых: нужна твердая мысль и твердая рука. Но, с другой — он не любит насилия, с ним надо договариваться», — убежден Фалькин.
Антон Ананьев, показывая свою работу в виде одуванчика, созданного из горного хрусталя, нефрита и золотых нитей, пояснил название произведения — «Цветок зла». Оно отсылает к сборнику стихов Шарля Бодлера. И одновременно напоминает о короткой жизни одуванчика как метафоре скоротечности нашей жизни, в которой надо что‑то успеть. Для создания одуванчика потребовалось сначала вырезать из куска хрусталя цельный шарик, а затем выточить внутри полую сферу с толщиной стенок не более одного миллиметра. «Кропотливая работа, хрусталь — материал твердый и одновременно хрупкий. Но опытный мастер чувствует его руками», — говорит Ананьев.
Татьяна Бабошина, куратор выставки, научный сотрудник отдела западноевропейского искусства, обратила мое внимание на несколько предметов, имеющих прикладное значение. Таковы две трости. У Сергея Шиманского в качестве набалдашника создана композиция из дымчатого кварца «Шут на одуванчике». У Евгения Морозова — «Гриб» из агата.
Сейчас в Музее Фаберже работает выставка «Русский эпос в камне», представляющая работы уральской школы камнерезного искусства. Ее мастера используют главным образом технику объемной мозаики. Петербургской школе свойственна работа с цельным куском камня. Совпадение двух выставок случайно, а для публики это стало хорошей возможностью увидеть произведения двух основных школ российских камнерезов.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 130 (7213) от 19.07.2022 под заголовком «С камнем надо договариваться».
Комментарии