Искусство открывает нам глаза. Немецкая сопрано Наде Михаэль получила награду премии «Онегин»

Награду национальной оперной премии «Онегин» в номинации «От России с любовью» на сцене Мариинского театра вручили, как уже знают наши читатели, немецкой сопрано Наде Михаэль. Ею создана галерея оперных героинь, среди которых «Саломея» Штрауса, Елизавета в «Дон Карлосе» Верди и многие другие. Партию Ортруды в «Лоэнгрине» Вагнера певица впервые в своей карьере исполнила в Мариинском театре, а Катерину Измайлову в «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича — в Большом театре.

Искусство открывает нам глаза. Немецкая сопрано Наде Михаэль получила награду премии «Онегин» | ФОТО Википедии / A.Savin / CC BY-SA 3.0

ФОТО Википедии / A.Savin / CC BY-SA 3.0

Надя, вы долго раздумывали над тем, стоит ли сейчас ехать в Мариинский театр?

— Я приняла решение, не задумываясь даже на секунду. Счастлива снова быть в Петербурге, я здесь далеко не в первый раз. Очень люблю этот город. Но, представьте себе, я никогда не была в Эрмитаже, поэтому в этот раз решила попросить организаторов сводить меня туда.

Петербург, конечно, европейский город, но все же особый. Здесь сразу бросается в глаза грандиозность, большие проспекты и дворцы создают это впечатление. Но я не стала бы сравнивать его с каким‑либо европейским городом, мне больше нравится находить разницу, говорить об отличиях культур. Я сейчас строю что‑то вроде домика и когда искала рабочих, обнаруживала в поисковике только представителей Камеруна, Ганы. Все они молодые, кто‑то из них студенты, и когда я накрываю им обед, мы ведем разговоры. И выясняется, что всем нам дорога эта разница наших культур и стран, мы восторгаемся этой разницей. Этим приятно вдохновляться.

В ситуации конфликта, когда рвутся многие связи и исчезает возможность диалога, вы воспринимаетесь едва ли не как посол мира…

— Я слишком маленький человек, чтобы так называться, хотя для меня это большая честь, безусловно. Конечно, хотелось бы побывать и в Москве, и в других городах России. Мне кажется, что мы, люди, любящие искусство, жизнь, — братья и сестры по ра­зуму. Мы хотим быть вместе, хотим творить, говорить друг с другом. Это же элементарное психологическое знание, выработанное человечеством: как только мы перестаем общаться, игнорируем кого‑либо, это тут же провоцирует жестокость, озлобление. Мы должны быть вместе, проговаривать проблемы и через любые возникающие связи удерживать позитив. Культура, духовность на этом основаны.

У меня много друзей среди больших артистов. И что, я теперь должна говорить им «нет»?! Я родом из Восточного Берлина, я не хочу играть в эти опасные игры. Опера — интернациональное искусство… Искусство должно вести за собой к пониманию, к диалогу, создавать каналы возможностей, чтобы открывать нам глаза на то, кто мы такие.

Вы сейчас где‑то поете?

— К сожалению, вот уже три года, как я лишилась этого шанса, не будучи вакцинированной. И до сих пор многие театры продолжают эти справки требовать… Было несколько концертов. В конце концов я пришла к выводу, что мне уже 54 и, наверное, достаточно. У меня ведь в принципе была большая карьера, я спела все, что могла. Если бы вы два года назад спросили меня, не собираюсь ли я прекращать карьеру, я бы ответила: ни за что, это невозможно. Сейчас я отвечу, что хотела бы петь Баха, мне стал близок Гендель, хотя его мне не петь, прекрасно понимаю. Катю Кабанову в опере Яначека по мотивам «Грозы» Островского попробовала бы спеть еще…

Теперь у меня появилось время спокойно почувствовать себя, свой дом, семью, заняться новым бизнесом и многим чем другим. Если вернусь к исполнительской карьере, то точно не для того, чтобы метаться по планете на протяжении восьми-девяти месяцев в году. Я продолжаю любить оперу, считаю ее сутью музыкальной культуры, которая затрагивает жизнь духа, это возвышает нас над материальным.

Похоже, что место мировой примадонны сейчас вакантно?

— Мы живем в очень странное время в условиях дегуманизации. Индивидуальность — ничто, она исчезла, ее больше не существует. Это не внезапно случилось, это готовилось на протяжении как минимум двадцати лет. Сегодня все готовы списать на изменения климата на планете, когда человеческий фактор все разрушает. При этом в западном мире возникли меньшинства, которым предоставляют все площадки, и призывают массы следовать за меньшинствами. Я не против меньшинств, для меня любая личность — это личность. Но мы не должны постоянно оправдываться, извиняться за свои мнения. Я не хочу прятаться, быть незаметной, я хочу быть заметной!

Все это заставляет меня убегать куда‑то прочь. Короче, концепция дивы не в тренде, потому что ею должна быть персона, выдающаяся личность, особенный человек. Вот вам концепция нашего времени. Но здравый смысл возобладает, я в этом убеждена. Люди в конце концов устанут от всего этого морока. Все, конечно, не будет как прежде, но мы победим.


#опера #премия #Мариинский театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (7312) от 06.12.2022 под заголовком «Искусство открывает нам глаза».


Комментарии