Искусство из искусственного. Выставка «Пластическая масса» открылась в Мраморном дворце
Русский музей впервые обращается к полувековой истории использования полимеров в скульптуре - от портрета космонавта Валентины Терешковой до надувных объектов неопоп-арта. Выставка «Пластическая масса» - 70 произведений тридцати художников из фондов музея и частных собраний открылась в Мраморном дворце.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Ранние опыты советских скульпторов с искусственными материалами относятся к началу 1950-х годов. Любопытно, что к этому их призывала Вера Мухина, она говорила о «легкости, прочности и пластичности» пластмассы. В разных городах СССР создавались экспериментальные студии, художники пробовали современные технологические разработки.
Приветом из тех времен стали портрет Терешковой «Валентина» авторства Юрия Нероды и «Девочка на шаре» Николая Силиса - удачные попытки применить пластмассу для создания образа наших современниц.
Но затем наступила долгая пауза. Павел Бельский, один из кураторов выставки, объясняет это несколькими причинами. Главная - поставленные на поток дешевые во всех смыслах пластмассовые игрушки и сувениры отпугнули скульпторов. Были и другие причины - пластмасса не стала основой новой образности, ею просто заменяли более дорогие бронзу и мрамор. Кроме того, технологии и материалы оставались несовершенными и труднодоступными. Своеобразной реакцией на такую ситуацию стали работы Константина Симуна, создавшего серию работ из использованных канистр. Одна из самых известных - «Крик» - создана в 1989 году.
Ситуация радикально изменилась в последние 20 лет. Пластика (как стали называть пластмассу и другие полимеры) стало больше, художники при выборе сюжетов - свободнее.
Бельский пояснил для «Санкт-Петербургских ведомостей», что из огромного массива современных произведений кураторы выделили несколько магистральных тем - «апокалиптическую», «абстракцию в пластике», «социально-критическую», «виртуальную реальность» и «от смерти до дискотеки».
Кому-то из завсегдатаев выставок такой подход покажется прямолинейным и дидактичным. Но он позволил сочетать зрелищность показа для тех, кто хочет получить от выставки яркие впечатления, и возможность поразмышлять для приходящих в музей именно над этим.
Эффектны «Саркофаг» и «Медитация» группы Recycle (Андрей Блохин - Георгий Кузнецов) - человеческая фигура как будто пытается вырваться из закрытого мусорного бака. И не может этого сделать, оставаясь в плену ненужных вещей. «Метро» Сергея Шехвоцова вырезано из нежного поролона, тем беззащитнее выглядит человек, лежащий на станционной скамье. «Звезда» Дмитрия Шорина, наоборот, уверена в себе, в своем будущем: мозг девушки усилен пятицилиндровым мини-двигателем, пристроенным к голове. «Эти движки создадут неведомую доселе среду существования», - так автор комментирует свою работу...
В «абстрактном» зале гармонично смотрятся «Сон» Сергея Борисова - чистая форма из массивного полиуретана, пластиковые «Иконусы» Валерия Кошлякова, отсылающие к русскому авангарду, и экспрессионистский Splash («Всплеск») Алана Хатагты из пластикрита.
За «дискотеку» отвечают надувные скульптуры Саши Фроловой, ученицы Андрея Бартенева. Ее разноцветные «Карусель» и «Магнетрон» созданы из латекса. Надувание становится образом - подлинности или подделки? На этот вопрос отвечать зрителям.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 161 (6514) от 30.08.2019 под заголовком «Искусство из искусственного».
Комментарии