Искусство делать кассу. Что для зрителя главное в театре?

Театры, даже самые авангардные, без зрителя - никуда. Даже когда они встают на уши в погоне за новыми формами, на самом деле просто-напросто пытаются расширить аудиторию. Но публика живет по каким-то своим непостижимым правилам и порой устремляется вовсе не туда, куда ее заманивают.

Искусство делать кассу. Что для зрителя главное в театре? | Георгий Товстоногов и Николай Трофимов на репетиции. ФОТО предоставлено издательством «Балтийские сезоны»

Георгий Товстоногов и Николай Трофимов на репетиции. ФОТО предоставлено издательством «Балтийские сезоны»

Недавно в Большом драматическом театре отметили столетие со дня рождения Николая Трофимова - выдающегося комика, проработавшего на этой сцене почти полвека и сыгравшего более полусотни ролей. Все то время артист неустанно удивлял зрителей (как выяснилось, и коллег по работе тоже), в каждой роли открывая что-то неожиданное. И не только в ролях. Сюрпризы он выдавал на каждом шагу.

Помню, как однажды он вышел на Фонтанку позировать для юбилейного фото при полном параде: на груди целый иконостас орденов и медалей. Это настолько не сочеталось с его имиджем! Вот и на вечере его памяти ведущие Ирина Шимбаревич, Олег Басилашвили и Георгий Штиль представили Трофимова в самых разных ипостасях. И как ветерана Великой Отечественной войны (недаром среди его драматических ролей капитан Тушин из «Войны и мира» и укротивший слона лейтенант Зайцев в фильме «На пути в Берлин»). И как актера, в молодости мечтавшего сыграть Гамлета, а в зрелости - Сократа. И как человека, во время гастролей в Кенигсберге сразу же отправившегося на кладбище поклониться могиле Канта. Как книгочея. И как художника, увлекавшегося и резьбой по дереву, и чеканкой, и мозаикой.

Конечно, вспомнили и спектакли - от «Мещан» до «Пиквикского клуба» и «Ханумы», и чтецкие работы, в том числе рассказ Михаила Зощенко «Стакан», одобренный лично автором... И высокие оценки профессионалов, сравнивавших Трофимова с Луи де Фюнесом и Бурвилем.

Трех часов едва хватило, чтобы рассказать о главном в жизни и творчестве актера. Если что-то и огорчило, так это узость аудитории. Вечер был устроен даже не на Малой сцене, и не в Каменноостровском театре, а в помещении зрительского буфета. Артиста так любили зрители, что и большой зал БДТ он без труда бы собрал... Кажется, тут нечего доказывать и объяснять. Так было и будет: для театральной публики корифеи не менее притягательны, чем восходящие звезды.

В том же Большом драматическом самые большие сборы делают Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили. Программа Ирины Шимбаревич «Эпоха просвещения», посвященная истории БДТ с сюжетами о Товстоногове и Лаврове, тоже чрезвычайно востребована. Театр-фестиваль «Балтийский дом» мудро делает ставку на «старомодные коктейли» с участием Ирины Соколовой и Романа Громадского. И ежегодно выпускает спектакли-бенефисы Татьяны Пилецкой, чья популярность растет от сезона к сезону. В Александринском театре еще с той поры, когда там работал ниспровергатель рутины Андрей Могучий, все призы зрительских симпатий принялся собирать Николай Мартон. Эту практику артист продолжает и на исторической сцене в спектаклях Валерия Фокина, и на Новой сцене, и в Царском фойе. Успех зафиксирован не только кассой, но и всевозможными наградами и премиями. Недавно даже выпущена почтовая марка с портретом народного артиста РФ.

Мысль моя проста: чтобы прослыть современным и продвинутым театром, вовсе не обязательно прибегать к сильным средствам вроде ненормативной лексики или пластики. Хорошие и очень хорошие артисты из моды еще не вышли. Их надо беречь, холить и лелеять. Так же, как и память о великих мастерах прошлых лет.

#БДТ #театр #зрители

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 021 (6619) от 06.02.2020 под заголовком «Искусство делать кассу».


Комментарии