Искусство без уловок. В РОСФОТО открылась выставка революционерки Тины Модотти

В жизни этой женщины было многое из того, чем богат ХХ век. Бурные романы. Съемки в немых фильмах. Участие в левых демонстрациях. Работа в Москве в МОПРе - Международной организации помощи революционерам... Но в истории она осталась фотографом. В музейно-выставочном центре РОСФОТО открылась выставка «Тина Модотти: искусство, любовь, революция» - 70 снимков из частных собраний.

Искусство без уловок. В РОСФОТО открылась выставка революционерки Тины Модотти | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Ассунта Аделаида Луиджа Модотти (1896 - 1942) - таково ее полное имя - родилась в бедной итальянской семье, с 12 лет трудилась на шелковой фабрике, в 17 эмигрировала в США, сменила несколько профессий, пока не оказалась в Мексике вместе с фотографом Эдвардом Уэстоном. Именно там начинается для Тины короткий «роман с фотокамерой».

Позже Модотти так сформулирует свое кредо: «Слова «искусство» или «художественный» неприменимы к моим фотографиям. Я делаю честные снимки без уловок и манипуляций. Если они чем-то особенные, это не значит, что я занимаюсь искусством. Моя задача - фиксировать действительность во всех ее проявлениях».

Этому веришь, глядя на некоторые работы, в частности, «Женщины Теуантепека» - о жизни индейцев, портреты Владимира Маяковского и Станислава Пестковского, первого полпреда СССР в Мексике. Или рассматривая репортажный снимок «Фрида Кало и Диего Ривера на марше художников в День труда». Кстати, Модотти дружила со вторым полпредом СССР в Мексике - Александрой Коллонтай и тепло о ней отзывалась. Модотти позировала обнаженной для фресок Риверы «Зарождение» и «Нетронутая земля» для здания мексиканского министерства просвещения. Эти работы вызвали скандал, как бы в ответ Модотти становится официальным фотографом художника и занимается его продвижением.

Но совсем другие снимки - «Женщина с горошком», «Рука кукловода», «Строитель». В них заметно влияние эстетики русского авангарда и Баухауса. Фотографии Модотти напоминают снимки Александра Родченко, созданные в те же двадцатые годы. Фото «Патронташ, кукурузный початок и серп» - образец концептуализма. Патронташ и початок уложены в форме молота, образуя вместе с серпом коммунистический символ.

В 1930 году Модотти была вынуждена покинуть Мексику. Ее друг коммунист Витторио Видали уговорил поехать в Москву, где Елена Стасова, в прошлом секретарь Ленина, приглашает итальянку работать в МОПР.

Через пять лет Модотти под вымышленным именем уезжает в Испанию, оставляя свой фотоаппарат и архив негативов в Москве. Ее карьера фотографа закончена, но бурная жизнь продолжалась. По некоторым сведениям, после поражения республиканцев в Испании Ян Берзин, начальник разведуправления Красной армии, предлагал Модотти поехать в Японию, чтобы войти в группу разведчика Рихарда Зорге. Стасова отговорила, Модотти едет по поддельным документам в США для выполнения задания МОПР. Ее не пустили на берег, и она отправилась в Мексику, где снова встретилась с Видали. Тамошние власти разрешили ей остаться, аннулировав решение о высылке 1930 года. В январе 1942 года Модотти умерла в такси по дороге домой. Подозрение пало на Видали, который якобы действовал по приказу советских спецслужб. Все помнили убийство Троцкого. Вскрытие показало «острую сердечную недостаточность». В 1955 году Видали вывез архив Модотти из Москвы, но ее фотографии оценили много лет спустя. Первая выставка состоялась в Берлине в 1989 году, в Москве - через 10 лет. Теперь фотографии революционерки могут увидеть петербуржцы.

#фотография #выставка #РОСФОТО

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 178 (6531) от 24.09.2019 под заголовком «Искусство без уловок».


Комментарии