Искусство без уловок. В РОСФОТО открылась выставка революционерки Тины Модотти

В жизни этой женщины было многое из того, чем богат ХХ век. Бурные романы. Съемки в немых фильмах. Участие в левых демонстрациях. Работа в Москве в МОПРе - Международной организации помощи революционерам... Но в истории она осталась фотографом. В музейно-выставочном центре РОСФОТО открылась выставка «Тина Модотти: искусство, любовь, революция» - 70 снимков из частных собраний.

Искусство без уловок. В РОСФОТО открылась выставка революционерки Тины Модотти | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Ассунта Аделаида Луиджа Модотти (1896 - 1942) - таково ее полное имя - родилась в бедной итальянской семье, с 12 лет трудилась на шелковой фабрике, в 17 эмигрировала в США, сменила несколько профессий, пока не оказалась в Мексике вместе с фотографом Эдвардом Уэстоном. Именно там начинается для Тины короткий «роман с фотокамерой».

Позже Модотти так сформулирует свое кредо: «Слова «искусство» или «художественный» неприменимы к моим фотографиям. Я делаю честные снимки без уловок и манипуляций. Если они чем-то особенные, это не значит, что я занимаюсь искусством. Моя задача - фиксировать действительность во всех ее проявлениях».

Этому веришь, глядя на некоторые работы, в частности, «Женщины Теуантепека» - о жизни индейцев, портреты Владимира Маяковского и Станислава Пестковского, первого полпреда СССР в Мексике. Или рассматривая репортажный снимок «Фрида Кало и Диего Ривера на марше художников в День труда». Кстати, Модотти дружила со вторым полпредом СССР в Мексике - Александрой Коллонтай и тепло о ней отзывалась. Модотти позировала обнаженной для фресок Риверы «Зарождение» и «Нетронутая земля» для здания мексиканского министерства просвещения. Эти работы вызвали скандал, как бы в ответ Модотти становится официальным фотографом художника и занимается его продвижением.

Но совсем другие снимки - «Женщина с горошком», «Рука кукловода», «Строитель». В них заметно влияние эстетики русского авангарда и Баухауса. Фотографии Модотти напоминают снимки Александра Родченко, созданные в те же двадцатые годы. Фото «Патронташ, кукурузный початок и серп» - образец концептуализма. Патронташ и початок уложены в форме молота, образуя вместе с серпом коммунистический символ.

В 1930 году Модотти была вынуждена покинуть Мексику. Ее друг коммунист Витторио Видали уговорил поехать в Москву, где Елена Стасова, в прошлом секретарь Ленина, приглашает итальянку работать в МОПР.

Через пять лет Модотти под вымышленным именем уезжает в Испанию, оставляя свой фотоаппарат и архив негативов в Москве. Ее карьера фотографа закончена, но бурная жизнь продолжалась. По некоторым сведениям, после поражения республиканцев в Испании Ян Берзин, начальник разведуправления Красной армии, предлагал Модотти поехать в Японию, чтобы войти в группу разведчика Рихарда Зорге. Стасова отговорила, Модотти едет по поддельным документам в США для выполнения задания МОПР. Ее не пустили на берег, и она отправилась в Мексику, где снова встретилась с Видали. Тамошние власти разрешили ей остаться, аннулировав решение о высылке 1930 года. В январе 1942 года Модотти умерла в такси по дороге домой. Подозрение пало на Видали, который якобы действовал по приказу советских спецслужб. Все помнили убийство Троцкого. Вскрытие показало «острую сердечную недостаточность». В 1955 году Видали вывез архив Модотти из Москвы, но ее фотографии оценили много лет спустя. Первая выставка состоялась в Берлине в 1989 году, в Москве - через 10 лет. Теперь фотографии революционерки могут увидеть петербуржцы.

#фотография #выставка #РОСФОТО

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 178 (6531) от 24.09.2019 под заголовком «Искусство без уловок».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?