Ищите в неприятностях возможности

Ищите в неприятностях возможности |

Китайская мудрость советует искать в неприятностях скрытые возможности. Она применима и к кризису, который мы переживаем.

Простой пример: я распорядился поменять на сайте Эрмитажа объявление о том, что коллекция венецианской живописи переехала. В первом варианте было: такие-то залы закрыты, картины находятся там-то, приносим извинение за беспокойство.

На самом деле надо было писать иначе. Знаменитая коллекция венецианской живописи тесно и плотно представлена в одном из самых красивых залов Эрмитажа - Двенадцатиколонном. Это выставка для гурманов. Рядом висят картины Джорджоне, Тициана, Лотто, Веронезе... Получилось, как в Лувре, где, как говорят, на каждый квадратный метр десять шедевров. Это особый способ показа живописи. По-моему, он похож на старинный эрмитажный. Если не подведут инженерные службы, летом картины вернутся на прежнее место, в залы, где будет установлена новая система освещения, отремонтированы паркетные полы и стены.

Мы переместили картины, потому что заботимся о них. Музейная работа - предложить зрителям посмотреть, как они смотрятся в другом пространстве. Ждем отзывов. Насыщенность шедеврами может кому-то не понравиться, но она рассчитана на людей, которые шедевры понимают.

Вызовы надо встречать не плачем, а попытками их использовать. Варианты могут быть разными.

Проблема всяческих запретов - тоже вызов. Их появилось множество.

Газеты ехидно писали, что мы отменили установку Микки-Мауса - скульптуры современного американского художника Брайана Доннелли в эрмитажном дворе. Отменили потому, что она туда не вписывалась, но имели в виду и возможную реакцию публики на появление в парадном дворе Эрмитажа героя известного мультфильма.

Как выяснилось, правильно сделали. Дело в том, что некий художник в светской гравюре, иллюстрирующей Нагорную проповедь, нарисовал вместо Христа Микки-Мауса. Министерство юстиции РФ сообщает европейскому суду по правам человека, что всякое неканоническое изображение Христа - оскорбление религии. Персонаж из мультфильма в России может стать символом, оскорбляющим религиозные чувства людей.

Обсуждается необходимость нового законодательства о культуре. Недавно по этому поводу прошло очередное заседание Совета по культуре при президенте. Начинаются достаточно жесткие споры о том, что в это законодательство должно входить. Зачем для культуры нужны особые законы?

Мы требуем вывести учреждения культуры из разряда сферы услуг. Надо воспользоваться ситуацией, чтобы объяснить, почему это необходимо.

У государства есть обязанности по отношению к культуре. Кому оно должно помогать, давать деньги, покровительствовать, защищать? Что такое госзаказ, мы хорошо выучили, Министерство культуры с этим справляется. Но государство, а в его лице общество, должно давать деньги и на другое.

На заседании спорили то о свободе творчества, то о сельских клубах и деятелях культуры на селе. Помогать и поддерживать надо бедных. Но бедные бывают разными. На селе в глубинке культурные учреждения бедны, их, безусловно, надо содержать, понимая, что они себя не окупят. Возможно, сегодня три человека придут в клуб, надо потерпеть, позже придут пятьдесят, потом сто... Это инвестиции в будущее.

Но еще есть художники, которые неизвестны, как и те, кто не нравится власти. Помогать тем, кто не нравится, - тоже инвестиции в будущее. Впоследствии они нередко оказываются востребованными и знаменитыми.

Есть еще аспект - культурная индустрия, которая приносит доходы, в том числе и очень большие. Надо решить, где ей давать льготы, где - нет, где поддерживать, где - «стричь».

Вопросы спорные. Оказалось, у всех членов Совета по культуре разные точки зрения. Мы решили споры активизировать, проводить «круглые столы», вовлекать окружающих в обсуждение, не спрашивая, что думает публика. Будем спорить у всех на глазах, чтобы люди понимали, каким образом сохранять ориентиры, обозначенные в культурной политике государства. Для их претворения в жизнь необходимо создать механизм.

Надо определить правила. В первую очередь установить, что разрешено, а потом уже обсуждать запреты.

Грубо говоря, где можно ругаться матом, где - нельзя. Допустим, на открытии выставки в музее нельзя, а в театральных постановках, кинофильмах это иногда происходит. Говорят, запрещены неканонические изображения религиозных символов. Но есть иконы обычные, есть старообрядческие. Ноги Христа на распятиях у православных прибиты двумя гвоздями, у католиков одним. Кто и как будет определять, что правильно, что нет?

Надо спорить не о запретах, а о том, что можно. Этим определяются границы.

Есть принципы борьбы за права человека. Мы боремся за права культуры и за применение силы в ее защиту. Это часть того, что делает Россия в Сирии. Один из принципов вхождения России в войну, который звучит негромко, но очевиден: сила в защиту памятников и христианства. Этот психологический момент, безусловно, присутствует.

Война - вещь циничная. В Сирии в отличие от других участников военных действий мы не предаем союзников. В военные действия в Сирии Россия вносит моральный элемент.

На Ближнем Востоке происходит много нового. Наш отказ от конфронтации с Америкой. Россия единственная на Ближнем Востоке сохраняет хорошие отношения со всеми странами. Это надолго запомнят, как до сих пор в Египте не забывают строительство Асуанской плотины. Наше участие в войне в Сирии - напоминание о прежней роли России - защитницы христианства и многоконфессионального Ближнего Востока. В постсоветское время Россия оттуда ушла, теперь возвращается. Не исключено, что мы превращаем сложнейший ближневосточный кризис в новые возможности.

Китайская мудрость права, но с неба благодать не упадет, надо работать.

#Михаил Пиотровский #Эрмитаж #закон о культуре

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?