Ищите в неприятностях возможности

Ищите в неприятностях возможности |

Китайская мудрость советует искать в неприятностях скрытые возможности. Она применима и к кризису, который мы переживаем.

Простой пример: я распорядился поменять на сайте Эрмитажа объявление о том, что коллекция венецианской живописи переехала. В первом варианте было: такие-то залы закрыты, картины находятся там-то, приносим извинение за беспокойство.

На самом деле надо было писать иначе. Знаменитая коллекция венецианской живописи тесно и плотно представлена в одном из самых красивых залов Эрмитажа - Двенадцатиколонном. Это выставка для гурманов. Рядом висят картины Джорджоне, Тициана, Лотто, Веронезе... Получилось, как в Лувре, где, как говорят, на каждый квадратный метр десять шедевров. Это особый способ показа живописи. По-моему, он похож на старинный эрмитажный. Если не подведут инженерные службы, летом картины вернутся на прежнее место, в залы, где будет установлена новая система освещения, отремонтированы паркетные полы и стены.

Мы переместили картины, потому что заботимся о них. Музейная работа - предложить зрителям посмотреть, как они смотрятся в другом пространстве. Ждем отзывов. Насыщенность шедеврами может кому-то не понравиться, но она рассчитана на людей, которые шедевры понимают.

Вызовы надо встречать не плачем, а попытками их использовать. Варианты могут быть разными.

Проблема всяческих запретов - тоже вызов. Их появилось множество.

Газеты ехидно писали, что мы отменили установку Микки-Мауса - скульптуры современного американского художника Брайана Доннелли в эрмитажном дворе. Отменили потому, что она туда не вписывалась, но имели в виду и возможную реакцию публики на появление в парадном дворе Эрмитажа героя известного мультфильма.

Как выяснилось, правильно сделали. Дело в том, что некий художник в светской гравюре, иллюстрирующей Нагорную проповедь, нарисовал вместо Христа Микки-Мауса. Министерство юстиции РФ сообщает европейскому суду по правам человека, что всякое неканоническое изображение Христа - оскорбление религии. Персонаж из мультфильма в России может стать символом, оскорбляющим религиозные чувства людей.

Обсуждается необходимость нового законодательства о культуре. Недавно по этому поводу прошло очередное заседание Совета по культуре при президенте. Начинаются достаточно жесткие споры о том, что в это законодательство должно входить. Зачем для культуры нужны особые законы?

Мы требуем вывести учреждения культуры из разряда сферы услуг. Надо воспользоваться ситуацией, чтобы объяснить, почему это необходимо.

У государства есть обязанности по отношению к культуре. Кому оно должно помогать, давать деньги, покровительствовать, защищать? Что такое госзаказ, мы хорошо выучили, Министерство культуры с этим справляется. Но государство, а в его лице общество, должно давать деньги и на другое.

На заседании спорили то о свободе творчества, то о сельских клубах и деятелях культуры на селе. Помогать и поддерживать надо бедных. Но бедные бывают разными. На селе в глубинке культурные учреждения бедны, их, безусловно, надо содержать, понимая, что они себя не окупят. Возможно, сегодня три человека придут в клуб, надо потерпеть, позже придут пятьдесят, потом сто... Это инвестиции в будущее.

Но еще есть художники, которые неизвестны, как и те, кто не нравится власти. Помогать тем, кто не нравится, - тоже инвестиции в будущее. Впоследствии они нередко оказываются востребованными и знаменитыми.

Есть еще аспект - культурная индустрия, которая приносит доходы, в том числе и очень большие. Надо решить, где ей давать льготы, где - нет, где поддерживать, где - «стричь».

Вопросы спорные. Оказалось, у всех членов Совета по культуре разные точки зрения. Мы решили споры активизировать, проводить «круглые столы», вовлекать окружающих в обсуждение, не спрашивая, что думает публика. Будем спорить у всех на глазах, чтобы люди понимали, каким образом сохранять ориентиры, обозначенные в культурной политике государства. Для их претворения в жизнь необходимо создать механизм.

Надо определить правила. В первую очередь установить, что разрешено, а потом уже обсуждать запреты.

Грубо говоря, где можно ругаться матом, где - нельзя. Допустим, на открытии выставки в музее нельзя, а в театральных постановках, кинофильмах это иногда происходит. Говорят, запрещены неканонические изображения религиозных символов. Но есть иконы обычные, есть старообрядческие. Ноги Христа на распятиях у православных прибиты двумя гвоздями, у католиков одним. Кто и как будет определять, что правильно, что нет?

Надо спорить не о запретах, а о том, что можно. Этим определяются границы.

Есть принципы борьбы за права человека. Мы боремся за права культуры и за применение силы в ее защиту. Это часть того, что делает Россия в Сирии. Один из принципов вхождения России в войну, который звучит негромко, но очевиден: сила в защиту памятников и христианства. Этот психологический момент, безусловно, присутствует.

Война - вещь циничная. В Сирии в отличие от других участников военных действий мы не предаем союзников. В военные действия в Сирии Россия вносит моральный элемент.

На Ближнем Востоке происходит много нового. Наш отказ от конфронтации с Америкой. Россия единственная на Ближнем Востоке сохраняет хорошие отношения со всеми странами. Это надолго запомнят, как до сих пор в Египте не забывают строительство Асуанской плотины. Наше участие в войне в Сирии - напоминание о прежней роли России - защитницы христианства и многоконфессионального Ближнего Востока. В постсоветское время Россия оттуда ушла, теперь возвращается. Не исключено, что мы превращаем сложнейший ближневосточный кризис в новые возможности.

Китайская мудрость права, но с неба благодать не упадет, надо работать.

#Михаил Пиотровский #Эрмитаж #закон о культуре

Комментарии