Ирина Соколова: «Театр – дело коллективное»

В декабре легенда ТЮЗа им. А. А. Брянцева народная артистка России Ирина СОКОЛОВА была отмечена специальной премией фестиваля «Золотая маска» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства. «Санкт-Петербургским ведомостям» актриса рассказала о жизни, театре, современных драматургах и зрителях.

Ирина Соколова: «Театр – дело коллективное» | Ирина Соколова  в спектакле «Вино  из одуванчиков». / ФОТО предоставлено пресс-службой ТЮЗа

Ирина Соколова в спектакле «Вино из одуванчиков». / ФОТО предоставлено пресс-службой ТЮЗа

Ирина Леонидовна, поздравляем вас с такой престижной наградой!

– Спасибо. Любое профессиональное поощрение для меня, как и для каждого артиста, большая радость. Это значит, я сделала что-то, что нашло благодарный отклик в сердцах людей. А еще это огромная ответственность. Раз наградили, надо быть достойной этого. Я понимаю – ага, сейчас я молодец, но в дальнейшем можно и нужно играть еще лучше. Очень благодарна всем моим коллегам, без которых я никогда не получила бы эту награду. Ведь театр – дело коллективное. Я понимаю, что в следующей роли надо не уронить планку, чтобы не опозориться и соответствовать полученной «Золотой маске».

Неужели народная артистка России боится «уронить планку»?

– На самом деле я очень стеснительный человек. Мне это, кстати, сильно мешало еще в школе, потом в профессии, да и вообще в жизни. Постоянно приходится бороться с этим качеством. Я могу стесняться на репетициях, представляете? Зато, когда выхожу на сцену, стеснительность волшебным образом исчезает, и я себя чувствую как рыба в воде. Как это объяснить – не знаю. Вот такой феномен!

Говорят, «Золотая маска» довольно увесистая. Это правда?

– Да, чемоданчик с ней тяжелый. Хорошо, что на церемонии со мной была моя дочь Ксения Иванова. Она помогла мне ее донести. А еще она боялась, что я где-нибудь забуду «Маску»! Это я, конечно, шучу. Принесли домой, поставили на самое видное место, и теперь вся семья на нее любуется. Награда и впрямь очень красивая и эффектная.

В феврале ТЮЗ им. А. А. Брянцева будет отмечать свой сотый день рождения. Что лично для вас значит этот юбилей?

– Я впервые оказалась в ТЮЗе в 1960 году. Получается, что я в этом театре уже больше 60 лет, почти всю мою жизнь. ТЮЗ и есть моя жизнь. Он в моем сердце, в моей душе, в моей крови. Я бесконечно благодарна этому прекрасному театру, потому что именно здесь я состоялась как актриса. Моими партнерами по сцене были Николай Иванов, Игорь Шибанов, Георгий Тараторкин, Ольга Волкова, Антонина Шуранова, Юрий Каморный, Лиана Жвания, Виктор Федоров, Наталья Боровкова, Сергей Надпорожский и еще многие, многие замечательные артисты. Я работала с лучшими режиссерами – Зиновием Корогодским, Леонидом Макарьевым, Павлом Вейсбремом, Семеном Димантом, Львом Додиным, Вениамином Фильштинским и другими. И это было настоящее счастье. ТЮЗ уникален, он выполняет важнейшую миссию и является неотъемлемой частью Петербурга.

Какие у вас творческие планы на новый, юбилейный, сезон?

– Все мои планы связаны с театром. 20 января 2022 года в ТЮЗе состоится премьера. Молодой режиссер Денис Хуснияров ставит чеховского «Иванова». Я там играю очень интересную характерную роль. Это Авдотья Назаровна, как написано у Антона Павловича – «старуха с неопределенною профессией». Хотя яркое хобби у нее имеется – она заядлая картежница. Авдотья Назаровна женщина одинокая, у нее масса свободного времени, поэтому она без конца ходит в гости, угощаясь то рюмочкой, то селедочкой. Чтобы не грустить одной дома, ей нужно общество, которое подарит ей иллюзию того, что она хоть кому-то нужна. А чтобы была ощущение того, что она занята делом, Авдотья Назаровна азартно играет в винт, кстати, одну из самых занимательных и разумных старинных карточных игр, доживших до наших дней. Это смесь виста и преферанса. Чтобы играть в эту игру, надо очень хорошо соображать, поэтому моя героиня женщина интеллектуальная.

А вы сами играете в карты?

– Сейчас нет, а в детстве очень любила. Мои мама, бабушка и отчим играли в преферанс. Это было сразу после войны. Мы тогда жили в Мурманске. Все были настолько счастливы, что наконец закончилась Великая Отечественная, что откровенно наслаждались жизнью, невзирая на сопутствующие тому времени бытовые трудности. Вся моя семья работала в театре. Спектакли заканчивались поздно, поэтому садились за карточный стол уже около полуночи и с невероятным упоением могли играть до утра! Я, конечно, в преферанс не играла, но любила «девятку», «милиционер» и другие простые игры. Все это отложилось у меня в памяти. А сейчас использую свои воспоминания для того, чтобы как можно более натурально сыграть чеховскую Авдотью Назаровну.

Как вам кажется, чего сегодня не хватает театру и современным репертуару и драматургии?

– Знаете, мне очень нравилось, что раньше в театрах были художественные советы. Худсовет следил за репертуарной политикой театров, с худсоветом советовались, его мнение было решающим. Сейчас этого, к сожалению, нет. А еще сегодня очень мало хороших новых пьес. Я периодически покупаю журнал «Современная драматургия». Раньше хоть одну стоящую пьесочку там найдешь, а сейчас это большая редкость. То ли новые авторы берут не те темы, которые способны зацепить зрителя, то ли сами драматурги не очень профессиональные – не знаю. Но очень бы хотелось наполнить репертуар чем-то свежим.

Эта проблема рождает другую. Из-за отсутствия актуального интересного материала постановщики обращаются к старой доброй классике. Казалось бы, в этом нет ничего плохого. Но зачастую в разных театрах дружно принимаются ставить одну и ту же пьесу. И в результате смотришь: везде идет условный «Гамлет» – у зрителя нет выбора, нет разнообразия.

Ваше самое сильное художественное впечатление уходящего года?

– Я просто в восторге от спектакля «Ромео и Джульетта», который в ТЮЗе поставил болгарский режиссер Александр Морфов. Это очень талантливый постановщик, известный во всем мире. Просто счастье, что он ставит в ТЮЗе. В ноябре у нас в театре состоялась премьера его «Антигоны». Я еще не успела посмотреть, но собираюсь, отзывы коллег и критиков очень хорошие. Что касается «Ромео и Джульетты», то тут Морфов прямо попал в десятку, точно отразив настроения и состояние сегодняшней молодежи. Такое впечатление, что все происходит не в XIV веке в далекой Италии, а сегодня в России. Поэтому спектакль так и выстрелил. А еще там очень интересная сценография и замечательная музыка, актеры работают с упоением.

Сегодняшние театральные зрители сильно отличаются от тех, что были, скажем, 20 лет назад?

– Открою вам профессиональный секрет: я всегда, когда выхожу на сцену, незаметно оглядываю зрительный зал. Мне очень интересно, кто же там сидит? Могу с уверенностью сказать, что тюзовский зритель всегда особенный: внимательный, вдумчивый, я бы даже сказала – интеллектуальный. Правда, я заметила, что сегодня люди какие-то более усталые. Думаю, это последствие того, что происходит в нашей жизни последние два года. Зрители приходят в театр, чтобы хоть немного отвлечься от новой реальности, в которой мы все оказались. Им хочется положительных впечатлений.

20 декабря вас будут чествовать по поводу получения «Золотой маски» в родном ТЮЗе. Что ожидается в программе празднования?

– Я выйду на сцену в одном из своих любимых спектаклей «Вино из одуванчиков» в роли мисс Лумис. А потом меня будут поздравлять мои любимые коллеги. Все будет просто, по-семейному.


#театр #актриса #премия #фестиваль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (7075) от 20.12.2021 под заголовком «Театр – дело коллективное».


Комментарии