Главная городская газета

Интерес к пустым витринам

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

В Петергофе вспомнят золотой век рыцарей

Ежегодный фестиваль культуры эпохи Возрождения «Александрийская карусель» пройдет в петергофском парке «Александрия» в эти выходные. Читать полностью

Как «Дворцы Санкт-Петербурга» завершат свой 26-й фестиваль

В Тронном зале Екатерининского дворца в Царском селе пройдет торжественное закрытие масштабного музыкального события. Кто примет участие в концерте? Читать полностью

В Петербурге увековечили Пак Кённи

Пять лет назад в Сеуле открыли памятник Пушкину. Теперь в парке скульптур СПбГУ появился памятник корейской писательнице.  О культурных связях России и Южной Кореи – в нашем репортаже. Читать полностью

«Обратная сторона» Охты: фестиваль уличного искусства в Петербурге

В доме молодежи «Квадрат» открылся фестиваль уличного искусства. Обо всех деталях выставки – в нашем материале. Читать полностью

Главные лица моды Петербурга представят «Ассоциации» в Царском Селе

Ежегодный проект проводит своей десятый сезон в пригороде Петербурга. Кто станет его участником? Читать полностью

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью
 Интерес к пустым витринам | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В реставрационно-хранительском центре Эрмитажа в Старой Деревне появилось еще одно хранение, куда открыт доступ посетителям. Там можно получить представление о том, как менялось музейное пространство со времен Екатерины Великой до начала XXI века.

- Экспозиция для публики необычная - пустые витрины. Но коллекция, которую они составили, необыкновенная, - рассказывает старший научный сотрудник отдела западноевропейского прикладного искусства Татьяна Семенова. - Она не создавалась специально, появилась сама собой и отражает процессы в музейной истории. Витрины помогают «увидеть вечность». Экспозиция строилась, чтобы сформировать это впечатление.

Просторное помещение вместило не только витрины, но и изображения залов, в которых они располагались. Большие постеры на стенах выстроены хронологически. На первом  —Овальный зал времен Екатерины, которого уже не существует.

Витрины - служебная мебель. Но, как говорит Михаил Пиотровский, эрмитажные витрины - рассказ о смене стилей, прекрасных архитекторах, создававших музейный интерьер, обращенный к посетителю и к музейному экспонату.

В России они появились в конце XVIII века, когда Екатерина II формировала Эрмитаж, и наполнили его залы. Для современного зрителя витрины в виде комодов и рундуков выглядят непривычно. Придворный мебельщик Христиан Мейер создал для них изысканный декор из золоченой бронзы и красного дерева. В конструкции присутствуют признаки так называемой мебели коллекционера - выдвижные ящики, обеспечивавшие доступ к большему числу предметов. В эрмитажных витринах-комодах и рундуках размещалась знаменитая коллекция минералов, собранная ученым-энциклопедистом Петером-Симоном Палласом.

Витрины-шкафы предназначались для «Алмазной» - зала, в котором находились сокровища русских царей, привезенные из Оружейной палаты и других дворцов.

Витрины, изготовленные в 1806 году Генрихом Гамбсом, обладают выразительной формой и отделкой с «музейной» символикой. Бронзовые накладки в виде Гения времени и бронзовый светильник с пламенем в аллегорической форме передают идею о вечных, нетленных ценностях, сохраняемых в храме муз - музее.

В свой проект Нового Эрмитажа Лео фон Кленце включил музейное оборудование, которое подчеркивало связь экспонатов с окружающим пространством. Так, Зал греко-этрусских ваз (ныне Двадцатиколонный) включал гарнитур витрин, формами и декором напоминавших древнегреческую мебель.

В открытом хранении представлены и витрины из частных собраний, поступившие в Эрмитаж в основном после национализации 1920 - 1930-х годов. Они использовались для хранения личных коллекций минералов, драгоценностей, украшений. Их отличает пышный декор, применение разнообразных техник и дорогих материалов в исполнении. Стоит обратить внимание на дорожную витрину Павла I, изготовленную Христианом Мейером, и витрину из опочивальни последней императрицы Александры Федоровны.

Для хранилища в Старой Деревне витрины отбирались по рациональному принципу: те, что нужны в музее, там и остались. Они приспособлены для современного использования и стоят на экспозициях. Сохранять старые витрины в музейных залах сложно. Современные требования безопасности жесткие. Образцы, поступившие в хранилище, отреставрированы в первоначальном виде.

Музейные экспозиции меняются, расширяются. Возникает необходимость в новом оборудовании. Античный отдел музея идет по пути копирования старых витрин для того, чтобы не разрушать образную структуру залов. Отдел Востока на третьем этаже Зимнего дворца, где нет исторических интерьеров, использует суперсовременные витрины.

Уже с середины ХIХ века витрины становятся проще, уходят на второй план. В современных экспозициях они незаметны, приспособлены для главной функции - удобного осмотра коллекции.

Уступая предшественницам в художественном отношении, современные витрины превосходят их технически. Один пример. В Эрмитаже хранится самый древний ковер - Пазырыкский, ему более 2,5 тысяч лет. Посетители видят его за стеклом, не зная, что в подвальном помещении стоит установка, поддерживающая в витрине климат-контроль.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook