Интерес к пустым витринам

В реставрационно-хранительском центре Эрмитажа в Старой Деревне появилось еще одно хранение, куда открыт доступ посетителям. Там можно получить представление о том, как менялось музейное пространство со времен Екатерины Великой до начала XXI века.

 Интерес к пустым витринам | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

- Экспозиция для публики необычная - пустые витрины. Но коллекция, которую они составили, необыкновенная, - рассказывает старший научный сотрудник отдела западноевропейского прикладного искусства Татьяна Семенова. - Она не создавалась специально, появилась сама собой и отражает процессы в музейной истории. Витрины помогают «увидеть вечность». Экспозиция строилась, чтобы сформировать это впечатление.

Просторное помещение вместило не только витрины, но и изображения залов, в которых они располагались. Большие постеры на стенах выстроены хронологически. На первом  —Овальный зал времен Екатерины, которого уже не существует.

Витрины - служебная мебель. Но, как говорит Михаил Пиотровский, эрмитажные витрины - рассказ о смене стилей, прекрасных архитекторах, создававших музейный интерьер, обращенный к посетителю и к музейному экспонату.

В России они появились в конце XVIII века, когда Екатерина II формировала Эрмитаж, и наполнили его залы. Для современного зрителя витрины в виде комодов и рундуков выглядят непривычно. Придворный мебельщик Христиан Мейер создал для них изысканный декор из золоченой бронзы и красного дерева. В конструкции присутствуют признаки так называемой мебели коллекционера - выдвижные ящики, обеспечивавшие доступ к большему числу предметов. В эрмитажных витринах-комодах и рундуках размещалась знаменитая коллекция минералов, собранная ученым-энциклопедистом Петером-Симоном Палласом.

Витрины-шкафы предназначались для «Алмазной» - зала, в котором находились сокровища русских царей, привезенные из Оружейной палаты и других дворцов.

Витрины, изготовленные в 1806 году Генрихом Гамбсом, обладают выразительной формой и отделкой с «музейной» символикой. Бронзовые накладки в виде Гения времени и бронзовый светильник с пламенем в аллегорической форме передают идею о вечных, нетленных ценностях, сохраняемых в храме муз - музее.

В свой проект Нового Эрмитажа Лео фон Кленце включил музейное оборудование, которое подчеркивало связь экспонатов с окружающим пространством. Так, Зал греко-этрусских ваз (ныне Двадцатиколонный) включал гарнитур витрин, формами и декором напоминавших древнегреческую мебель.

В открытом хранении представлены и витрины из частных собраний, поступившие в Эрмитаж в основном после национализации 1920 - 1930-х годов. Они использовались для хранения личных коллекций минералов, драгоценностей, украшений. Их отличает пышный декор, применение разнообразных техник и дорогих материалов в исполнении. Стоит обратить внимание на дорожную витрину Павла I, изготовленную Христианом Мейером, и витрину из опочивальни последней императрицы Александры Федоровны.

Для хранилища в Старой Деревне витрины отбирались по рациональному принципу: те, что нужны в музее, там и остались. Они приспособлены для современного использования и стоят на экспозициях. Сохранять старые витрины в музейных залах сложно. Современные требования безопасности жесткие. Образцы, поступившие в хранилище, отреставрированы в первоначальном виде.

Музейные экспозиции меняются, расширяются. Возникает необходимость в новом оборудовании. Античный отдел музея идет по пути копирования старых витрин для того, чтобы не разрушать образную структуру залов. Отдел Востока на третьем этаже Зимнего дворца, где нет исторических интерьеров, использует суперсовременные витрины.

Уже с середины ХIХ века витрины становятся проще, уходят на второй план. В современных экспозициях они незаметны, приспособлены для главной функции - удобного осмотра коллекции.

Уступая предшественницам в художественном отношении, современные витрины превосходят их технически. Один пример. В Эрмитаже хранится самый древний ковер - Пазырыкский, ему более 2,5 тысяч лет. Посетители видят его за стеклом, не зная, что в подвальном помещении стоит установка, поддерживающая в витрине климат-контроль.

#Эрмитаж #Старая Деревня #экспозиция

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.