Интерьеры Александровского дворца открылись после реставрации

В ГМЗ «Царское Село» открылись после реставрации первые 13 интерьеров Александровского дворца – личные апартаменты императора Николая II и его супруги Александры Федоровны. Сегодня мы рассказываем о них.

Интерьеры Александровского дворца открылись после реставрации | ФОТО предоставлено пресс-службой ГМЗ «Царское Село»

ФОТО предоставлено пресс-службой ГМЗ «Царское Село»

Когда в 2015-м дворец закрыли на реставрацию, планировалось завершить работы к 2018 году –  к 100-летию расстрела последнего императора России и его семьи. Именно отсюда, из «милого Царского», из Александровского дворца, где Николай II родился в 1868 году, его вместе с женой и детьми под конвоем увезли1 августа 1917 года в Тобольск. А вскоре в истории императорской России была поставлена «точка пули».

Но по многим причинам реставрация затянулась. И вот –  наконец-то! –  под бравурные марши и вальсы военного оркестра приглашенные на открытие поднялись по пандусу и вошли в анфиладу.

–  Для нас это эпохальное событие, –  сказала директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова. –  Последние годы все наши силы, стремления и мечты были связаны с реставрацией дворца. Это проект невероятной сложности, и вот мы можем немного выдохнуть –  первый этап пройден.

Александровский дворец –  великолепный памятник классицизма, творение Джакомо Кваренги. Но при Николае II и Александре Федоровне, сделавших дворец своим семейным домом, интерьеры были переделаны в стиле модерн. Оба они этот изысканный декадентский стиль не слишком любили, но он был в моде.

Именно этот период, когда здесь жил Николай II с семьей –  с 1905-го по 1917 год, –  было решено взять за основу при реставрации и воссоздании интерьеров. Одна из причин такого выбора –  дошедшие до наших дней автохромы (фотографии интерьеров), сделанные после отправки императорской семьи в ссылку. Подробную фотофиксацию дворцовых интерьеров велел сделать Георгий Лукомский, председатель Художественно-исторической комиссии в Царском Селе, созданной вскоре после революции для преобразования бывшей императорской резиденции в музей. Эти автохромы –  бесценные источники информации. Снимали «по горячим следам»: в Палисандровой гостиной даже не успела еще завянуть гортензия, которая стояла в вазе. Теперь она вечно цветет на старинном снимке. А живая гортензия нежного сиреневого оттенка украшает отреставрированный интерьер.

–  Мы постоянно будем обновлять цветы в этой комнате, –  обещают музейные сотрудники. В память императрицы.

Читая исторические материалы об Александровском дворце, я наткнулась в Сети на фрагмент видеохроники столетней давности. Показана одна из экскурсий, которые устраивали во дворце для рабочих и крестьян, желавших узнать, как жили цари. Смотрят с любопытством, а кто-то –  с возмущением. Хотя особой роскоши здесь нет.

В комнате, где спала императорская чета, две железные кровати в алькове. На стенах множество икон. Перед ними Александра Федоровна проводила много времени в молитвах. В интерьере преобладает ярко-розовый цвет, стены обиты английским чинцем (вощеным ситцем) с рисунком в виде веночков.

Рядом со спальней –  Сиреневый кабинет, который был самой любимой комнатой Александры Федоровны. Интерьер его создан архитектором Романом Мельцером. Здесь императрица проводила много времени, пила с супругом и детьми по утрам кофе, а вечером –  чай, рукодельничала, читала. Это очень женская, даже «девочковая» комната, напоминающая кукольный домик Барби. Стены затянуты розовато-лиловым шелком, изготовленным когда-то по специальному заказу в парижской фирме Шарля Бурже. Деревянные панели в нижней части стен и мебель, спроектированная Мельцером в подражание стилю рококо, были окрашены под слоновую кость в два оттенка. Многие предметы обстановки, угловой диван, полушкафы встроены и связаны со стенными панелями.

Реставраторы по историческим образцам воссоздали обивку стен, портьеры, встроенную мебель, ковер, деревянные панели, камин, живописный фриз.

Особенной изысканностью отличается Кленовая гостиная –  совершенный образец стиля модерн с роскошным декором в виде гирлянд роз из серого клена, витиеватыми узорами лепнины, изысканным сочетанием темно-розового и нежно-зеленого. Освещение в комнате яркое, но мягкое –  выполнено оно было по последнему для того времени слову техники: двести лампочек спрятаны за карниз, увитый лепными розами.

На половине Николая II самым большим успехом у посетителей пользуется Мавританская уборная –  оформленная в мавританском стиле ванная комната императора с бассейном для плавания. На площадке перед бассейном –  камин, выложенный изразцами с восточным орнаментом. Бассейн и все оформление ванной выполнялись по проекту и под руководством архитектора и инженера Рошефора. В апартаментах Николая II Мавританская была единственной комнатой для отдыха. Интерьер утрачен в годы Второй мировой.

Во время расчистки помещения реставраторы обнаружили под полом чашу бассейна с фрагментами керамики, что позволило более полно и точно воссоздать рисунок и определить расцветку изразцов.

Из 50 с лишним тысяч предметов, находившихся во дворце к началу Великой Отечественной войны, большая часть была утрачена. Часть воссоздана реставраторами –  мебель, светильники, кое-что приобретено «по аналогии».

Сегодня дворец словно наполнился жизнью. На пианино –  раскрытые ноты, в библиотеках –  книги на иностранных языках с пометками, на туалетном столике –  расческа и кувшин. Интерьеры перенасыщены безделушками –  везде фарфоровые статуэтки, вазы Галле, фотографии в рамках, акварели. В Палисандровой гостиной старинный телефонный аппарат. Когда-то императрица могла пользоваться местной петербургской сетью и напрямую связываться со Ставкой в Могилеве, где Николай II подолгу находился во время Первой мировой войны. Именно здесь 8 марта 1917 года генерал Корнилов объявил Александре Федоровне об аресте.

Во время экскурсии для журналистов старинный телефон вдруг зазвонил.


#Царское Село #открытие #реставрация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 154 (6992) от 20.08.2021 под заголовком «Всё как до революции».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?