Интерактивное шоу «Культура подлинности 1:1» стало главным событием международного форума

Центральным событием культурной программы XI международного форума «Антиконтрафакт-2023», который состоялся в Северной столице в октябре, стало интерактивное шоу «Культура подлинности 1:1». В программе — выставка народных художественных промыслов, показ народных костюмов и презентация уникальной коллекции «Традиционный костюм Дмитровского уезда Московской губернии: успеть сохранить».

Интерактивное шоу «Культура подлинности 1:1» стало главным событием международного форума  | ФОТО автора

ФОТО автора

История о потерянном сарафане

Все началось с Российского этнографического музея (РЭМ) Петербурга, где представители московской студии по изучению, возрож­дению и развитию национальных традиций «Русские начала» увидели коллекцию народных костюмов Бронницкого и Дмитровского уездов Московской губернии. Ее еще в 1913 году во время экспедиции собрал сотрудник музея, известный специалист по этнографии и фольклору Александр Казимирович Сержпутовский.

Любители народного костюма решили развить тему и отправились на поиски дополнительной информации в музеи Москвы и Подмосковья. Каково же было их удивление, когда результатом их розысков стали всего-навсего три «круглых» сарафана, характерных для Мос­ковской губернии. Еще около полусотни предметов крестьянской одежды исследуемого региона удалось найти в музее-заповеднике «Дмитровский кремль». В целом оказалось, что московский костюм по сравнению с нарядами других территорий страны практически не изучен. Чтобы восполнить этот пробел, студийцы занялись поиском и изучением письменных и изобразительных источников, так или иначе связанных с темой. Процесс исследования занял пять лет. На основании полученных результатов при поддержке Фонда президентских грантов и был создан проект «Традиционный костюм Дмитровского уезда Московской губернии: успеть сохранить». Над физической реализацией проекта еще полтора года трудились тридцать мастеров.

«В итоге появилось семнадцать женских и мужских праздничных костюмов Дмитровского уезда Московской губернии 1850 – 1870‑х годов, из которых в Петербург мы привезли восемь, — рассказала генеральный директор студии по изучению, возрождению и развитию национальных традиций «Русские начала» Татьяна Валькова. — Все этапы создания костюмов проходили в нашей экспериментальной мастерской точно так, как это было в старину: вручную ткали и красили ткани, печатали узоры, используя специально изготовленные деревянные доски-манеры, вышивали в различных техниках. Некоторые секреты создания кос­тюмов были утеряны, и нам пришлось по крупицам воссоздавать утраченные технологии».

По следам русской царевны

Это как нельзя лучше доказывает еще одна экспозиция, которую студия презентовала на форуме, — коллекция народных головных уборов, выполненных с использованием старинной техники объемной вышивки «сажение по бели». Эта техника была почти утеряна, но благодаря мастерам студии сегодня обретает второе рождение и даже входит в моду. Ее суть в том, что на ткань по рисунку пришивается скрученная бель (льняной шнур), а по ней «сажается» (пришивается) жемчуг, бисер и другие элементы украшения.

Один из ярких экспонатов, привезенных в Петербург, — реплика девичьего головного убора — шенкурского венца, который напоминает головные уборы русских царевен XVI – XVII веков.

«Город Шенкурск находится в Архангельской области, — уточнила Татьяна Робертовна. — Удаленность этой территории от основных дорог послужила причиной сохранения архаичных форм женского наряда. Использовав в качестве основы головной убор города Шенкурска XIX века, нам удалось переместить его в Москву XVII века и восстановить образ московской барышни из богатой семьи. Венец сделан из дорогих материалов — золота, серебра, жемчуга. Это полностью ручная работа. Мастер трудился над созданием этого венца больше пяти лет».

Атлантида из Крохина

Стоит добавить, что коллектив занимается изучением и возрож­дением русского традиционного костюма уже более двадцати лет. Созданию каждого костюма предшествует большая исследовательская работа в музейных фондах и архивах, этнографических экспедициях. География интересов мастеров достаточно обширна. Они работали в Архангельской, Олонецкой, Вологодской, Кост­ромской, Московской, Ярославской, Нижегородской, Орловской, Тульской и Рязанской губерниях, а также на Южном Алтае.

«Русский костюм очень многообразен, его можно разделить на северный и южный, — объяснила Татьяна Валькова. — Северный кос­тюм представлен в сдержанной цветовой гамме. При этом он из дорогой ткани, богато украшен жемчугом, бисером, золотным шитьем. Силуэт сарафанного комплекса колоколообразный. В южнорусском костюме форма женского образа похожа на яйцо на ножках. Для него характерны яркие цвета, перья, ленты (особенно если речь о второй половине XIX века)».

В списке реализованных проектов студии — работа, посвященная крестьянскому костюму Мезенского уезда Архангельской губернии конца XIX — начала ХХ века, коллекция «Женский костюм Олонецкой губернии начала XVIII — середины XIX века». В 2020 году были реализованы проекты праздничного женского костюма конца XVIII — середины XIX века, коллекции «Мезенская свадьба», «Ситцевая Мезень» и «Ильин день». В 2022 году был воссоздан традиционный девичий праздничный костюм Каргополья конца XVIII — начала XIX века.

В конце нынешнего лета мастера студии выезжали в Вологодскую область, чтобы изучить предметы народного костюма, хранящиеся в фондах музеев Белозерска, Кириллова и Череповца, для воссоздания старинного свадебного кос­тюма села Крохино, которое было затоплено в начале 1960‑х годов при строительстве Волго-Балтийского водного пути. Теперь мастерам предстоит осмыслить собранную информацию, разработать эскизы костюмов и приступить к непосредственной реконструкции тканей и комплектов одежды. Проект «Русская Атлантида: возвращение голоса затопленной деревне Крохино» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

В планах студии — вернуть в современную жизнь народную одежду Бронницкого и Верейского уездов Московской губернии. Кроме того, коллектив принимает активное участие в традиционной всероссийской акции «Надень народное на День России».

«Эта акция уже несколько лет проходит 12 июня, в День России, — напомнила руководитель проекта «Культура подлинности 1:1» Ольга Макарова. — А сейчас идет работа над тем, чтобы на ее основе в нашей стране появился официальный праздник — День народного национального костюма».


#шоу #выставка #наряды

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211 (7540) от 09.11.2023 под заголовком «Найти и нарядиться».


Комментарии