Импровизатор. Артисту Сергею Дрейдену исполняется 80 лет

«Я родился в 1941 году, в эвакуации, как только поезд с работниками Ленинградского театра им. Пушкина прибыл в Новосибирск. Мой отец, Симон Дрейден, был завлит театра». Так началась биография артиста Сергея Дрейдена, которому сегодня, 14 сентября, исполняется 80 лет.

Импровизатор. Артисту Сергею Дрейдену исполняется 80 лет | ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

Вырос он в буквальном смысле за кулисами. В Москве, куда семья вернулась из эвакуации, им дали жилье прямо в Камерном театре. «Отец был завлит у Таирова – и из детсада, вечером, мы с мамой шли по Тверскому бульвару, пробирались в нашу комнату под сценой, где шел спектакль «Раскинулось море широко», например, или «Чайка» с Алисой Коонен», – вспоминает Дрейден.

Если ты вырос под виолончельный, мощный, как стихия, голос Коонен вместо колыбельных, тебе на роду написано стать артистом. После окончания Анненшуле, где учился и Бродский, Сергей Дрейден поступил в театральный институт.

Он поработал во многих театрах с лучшими режиссерами – Николаем Акимовым, Петром Фоменко, Григорием Дитятковским, Адольфом Шапиро... Числился одно время в Театре Комедии, потом в «Современнике». Но нигде не задерживался. Свобода дороже.

Он артист уникальной природы, сочетающий смешное и печальное, блестящий импровизатор, виртуозно исполнивший в моноспектакле «Немая сцена» все роли из «Ревизора», в том числе и женские.

Однажды я была на встрече с Сергеем Дрейденом в галерее «Борей». Возглавляет ее Татьяна Пономаренко, жена Сергея Симоновича, и к 75-летию там устроили выставку его рисунков (прекраснейших!). Перед вернисажем Дрейден встретился со зрителями. Рассказывая о какой-то актерской работе, между делом показал несколько даже не этюдов – набросков. Съел «яблоко» – и так, что мы почувствовали его гладкость, кисло-сладкий вкус, свежий осенний запах. «Поднял» чемодан. И было прямо физически ощутимо, какой же он тяжеленный.

Артист говорил, что в импровизации всегда нужно идти от внутреннего ощущения. Если его нет, ты будешь просто изображать поверхностно.

Я подумала, что ведь так часто бывает в актерской игре – фокус, а не волшебство, как у Дрейдена.

Когда-то в галерее «Борей» шел спектакль «Мрамор» по пьесе Иосифа Бродского, поставленный Григорием Дитятковским. Играли Сергей Дрейден и Николай Лавров. И еще птичка – канарейка в клетке. Потом птичку съела кошка, пришлось искать актрисе замену. Спектакль играли в течение месяца каждый день – это было полное погружение в роль...

Артист продолжает работать – выходить на сцену, сниматься в кино.

Одна из недавних театральных работ – Иван Ильич Туб в спектакле Андрея Могучего «Три толстяка. Эпизод 7».

Его герой рассказывает в одной из сцен историю о мальчике Ване, то есть о самом себе. И тут возникают параллели с биографией самого Сергея Дрейдена. Его отец, как и отец Туба, тоже был арестован в годы сталинских репрессий. Так что он испытал на себе, что такое быть сыном врага народа. Наверное, не случайно программка спектакля была оформлена рисунком Сергея Дрейдена «Рождественская ель в 1949 году», который можно было видеть в 2016 году на выставке в «Борее». Большая комната, нераспакованная елка у окна, в углу спит в кроватке маленький мальчик. А за окном – огромный портрет Сталина. И кажется, что он угрожающе заглядывает в комнату, где спит ребенок.

Многие знают и любят Сергея Дрейдена по работам в кино. «Фонтан» и «Окно в Париж» Юрия Мамина, «Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова («Ника» за роль), «Не делайте бисквиты в плохом настроении» Григория Никулина, «Русский ковчег» Александра Сокурова...

8 сентября на экраны вышел фильм Андрея Зайцева «Блокадный дневник», где Сергей Дрейден сыграл роль отца главной героини – Ольги. Недавно получил «Нику» за лучшую мужскую роль второго плана.


#артисты #юбилей #кино #фильм #театр

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?