Гравер короля. В Эрмитаже открылась выставка работ Робера Нантейля

В Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа развернута выставка «Время Людовика XIV в портретной гравюре Робера Нантейля».

Гравер короля. В Эрмитаже открылась выставка работ Робера Нантейля | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Эрмитаж обладает одним из крупнейших собраний работ художника — свыше ста пятидесяти эстампов, по большей части поступивших во времена Екатерины Великой. В Лувре хранятся доски, с которых печатались оттиски.

Куратор старший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Ниеле Масюлионите говорит, что Нантейль обладал исключительно высоким мастерством гравированного в резцовой технике портрета. Ему удалось ­создать особую систему гравирования на меди изображений большого размера.

Художник родился, по одним сведениям, в 1623‑м, по другим — в 1630 году в семье купца из Реймса. Он получил классическое образование в иезуитской школе, не расставался с резцом, которым гравировал на дереве свои рисунки. В 1648 году Нантейль отправился в Париж, где в мастерской своего шурина Николаса Регнессона учился искусству создания гравюр. Всего через десять лет он получил придворную должность рисовальщика и гравера Людовика XIV. На него была возложена обязанность исполнения портретов короля, печатавшихся большими тиражами. Он выполнил 12 портретов монарха в разные периоды жизни. Тот издал указ, в котором граверы получали привилегии художников.

В период правления молодого Людовика XIV жанр портрета был особенно востребован. Робер Нантейль гравировал преимущественно по собственным оригиналам, умел передать сходство и придать достойную импозантность персонажу. На его работы был огромный спрос у самых именитых заказчиков. Он создавал изображения незаурядных героев своего времени — знаменитых полководцев Тридцатилетней войны, предводителей Фронды, крупнейших церковных ­иерархов… Нантейль приобрел известность не только во Франции, но и за ее пределами.

В Двенадцатиколонном зале около 70 произведений. Они дают представление не только о внешности отдельных личностей, но и об облике общества времени «короля-солнца» в целом. Парики, кружевные воротники, мантии… Каждый портрет сопровождает этикетка с необходимыми сведениями о модели. Можно вглядеться в лица Людовика XIV, выдающегося государственного деятеля Франции Жан-Батиста Кольбера, могущественного министра Джулио Мазарини… Женских портретов немного. По праву присутствует королева Франции Анна Австрийская.

Есть на выставке и изображение самого Робера Нантейля, исполненное Жераром Эделинком. Этот портрет был включен вместе с биографическим очерком о гравере короля в элитное издание Шарля Перро Les hommes illustres, посвященное знаменитым французам XVII столетия.


#выставка #художники #музей #Эрмитаж

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 72 (7155) от 21.04.2022 под заголовком «Рисовальщик и гравер короля».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?