Гравер короля. В Эрмитаже открылась выставка работ Робера Нантейля

В Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа развернута выставка «Время Людовика XIV в портретной гравюре Робера Нантейля».

Гравер короля. В Эрмитаже открылась выставка работ Робера Нантейля | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Эрмитаж обладает одним из крупнейших собраний работ художника — свыше ста пятидесяти эстампов, по большей части поступивших во времена Екатерины Великой. В Лувре хранятся доски, с которых печатались оттиски.

Куратор старший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Ниеле Масюлионите говорит, что Нантейль обладал исключительно высоким мастерством гравированного в резцовой технике портрета. Ему удалось ­создать особую систему гравирования на меди изображений большого размера.

Художник родился, по одним сведениям, в 1623‑м, по другим — в 1630 году в семье купца из Реймса. Он получил классическое образование в иезуитской школе, не расставался с резцом, которым гравировал на дереве свои рисунки. В 1648 году Нантейль отправился в Париж, где в мастерской своего шурина Николаса Регнессона учился искусству создания гравюр. Всего через десять лет он получил придворную должность рисовальщика и гравера Людовика XIV. На него была возложена обязанность исполнения портретов короля, печатавшихся большими тиражами. Он выполнил 12 портретов монарха в разные периоды жизни. Тот издал указ, в котором граверы получали привилегии художников.

В период правления молодого Людовика XIV жанр портрета был особенно востребован. Робер Нантейль гравировал преимущественно по собственным оригиналам, умел передать сходство и придать достойную импозантность персонажу. На его работы был огромный спрос у самых именитых заказчиков. Он создавал изображения незаурядных героев своего времени — знаменитых полководцев Тридцатилетней войны, предводителей Фронды, крупнейших церковных ­иерархов… Нантейль приобрел известность не только во Франции, но и за ее пределами.

В Двенадцатиколонном зале около 70 произведений. Они дают представление не только о внешности отдельных личностей, но и об облике общества времени «короля-солнца» в целом. Парики, кружевные воротники, мантии… Каждый портрет сопровождает этикетка с необходимыми сведениями о модели. Можно вглядеться в лица Людовика XIV, выдающегося государственного деятеля Франции Жан-Батиста Кольбера, могущественного министра Джулио Мазарини… Женских портретов немного. По праву присутствует королева Франции Анна Австрийская.

Есть на выставке и изображение самого Робера Нантейля, исполненное Жераром Эделинком. Этот портрет был включен вместе с биографическим очерком о гравере короля в элитное издание Шарля Перро Les hommes illustres, посвященное знаменитым французам XVII столетия.


#выставка #художники #музей #Эрмитаж

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 72 (7155) от 21.04.2022 под заголовком «Рисовальщик и гравер короля».


Комментарии