Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
На весь высокий сезон - до середины октября - Эрмитаж отдал свое главное выставочное пространство, Николаевский зал Зимнего дворца, проекту «Забытый русский меценат. Собрание графа Павла Сергеевича Строганова». 250 произведений - живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — показывают разнообразный, но неизменно хороший вкус коллекционера.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
На вернисаже Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа, назвал Павла Строганова (1823 - 1911) «благородным защитником искусств». Его коллекция не только отразила вкусы просвещенных русских людей XIX века. Строганов еще при жизни завещал главному музею России лучшие произведения западноевропейской живописи и скульптуры из своего богатого собрания.
Но слово «забытый» в названии выставки справедливо. Кто, кроме историков искусства и знатоков, помнит, откуда в Эрмитаж попала «Капризница» Антуана Ватто? Или «Комната в голландском доме» Питера Янсенса Элиги? Или «Курильщик» Адриана ван Остаде?
Павел Строганов окончил юридический факультет Московского университета, после чего 15 лет находился на русской дипломатической службе, в основном в Италии. Именно там он занялся коллекционированием мастеров сиенской и флорентийской школ XIV - XV веков.
Позже покупал произведения голландского искусства XV - XVI веков. И был первым в России, кто этими мастерами заинтересовался.
Сергей Кузнецов, сокуратор выставки, исследователь рода Строгановых, сотрудник Русского музея, обратил наше внимание на восемь произведений, завещанных Эрмитажу Строгановым. Среди них картины «Оплакивание Христа с монахом-кармелитом» Джованни Баттиста Чима да Конельяно, «Поклонение младенцу Христу» Филиппино Липпи, «Лес» Мейнерта Хоббемы, а также мраморный «Фавн», предположительно созданный Баччо Бандинелли, итальянским скульптором XVI века. Сейчас «Поклонение» находится в собрании ГМИИ им Пушкина. Таковы последствия советского «перераспределения», произошедшего в 1930-х годах.
Вернувшись в Петербург, Строганов поселился в собственном двухэтажном особняке на углу Сергиевской и Моховой улиц (современный адрес: улица Чайковского, 11), где и хранил свою коллекцию. Здание было построено в 1857 - 1859 годах по проекту архитектора Ипполита Монигетти, известного мастера петербургской эклектики. В 1863 - 1865 годах художник Жюль Мейблюм изготовил фиксационные чертежи здания и сделал акварельные изображения всех парадных интерьеров. На стенах библиотеки, зеленой гостиной и других залов были развешаны картины русских и западных мастеров.
Кстати, сейчас здание принадлежит Университету ИТМО, там неплохо сохранились несколько интерьеров, в частности, парадная лестница и столовая. Университет намерен отреставрировать остальное. Подобный опыт есть: приведен в порядок дом Елисеевых на Биржевой линии, 14.
Еще находясь в Италии, Строганов стал приобретать произведения русских художников. На выставке показаны «Лунная ночь в Неаполе» Сильвестра Щедрина, портрет самого дипломата и коллекционера, созданный Карлом Брюлловым. Уже находясь в России, Строганов поддерживал художника Федора Васильева, который работал в его имении «Кариан-Знаменское» под Тамбовом.
Брюлловский портрет, картина Васильева «Вечер», морские пейзажи Ивана Айвазовского и Алексея Боголюбова, а также картина Себастьяна Пьомбо «Христос», «Счастливая плодовитость» Жан-Оноре Фрагонара и другие находятся в собрании Тамбовской областной картинной галереи, куда поступили после революции.
Что касается произведений искусства, которые хранились в особняке на Сергиевской, 11, то сто лет назад их переместили во вновь открытый Дворец-музей Строгановых на Невском проспекте, 17. Там были собраны сокровища всех ветвей рода Строгановых. Позже лучшие произведения поступили в Эрмитаж.
Любая большая эрмитажная выставка, подобная нынешней, не может обойтись без научных открытий. Ирина Соколова, хранитель голландской живописи Эрмитажа, доказала, что картина «Старик с трубкой» принадлежит кисти Валлеранта Вайланта, фламандского портретиста XVII века. Сергей Кузнецов и сотрудники Русского музея, исследуя прежде не атрибутированные акварели с видами Рима, Неаполя, Сорренто и Амальфи, пришли к выводу, что они сделаны самим Строгановым. Граф мог стать неплохим пейзажистом-романтиком.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 115 (6468) от 27.06.2019 под заголовком «Граф поклонялся искусству».
Материалы рубрики
«Твист» в лесу. В Норвегии открылся необычный музей
Михаил Пиотровский. Дух Венеции витал над форумом
Увидеть гониурозавров. В Зоологическом музее открылась выставка Александра Острошабова
Четверо в променуаре. Чем интересна выставка «Метаморфозы» в БДТ
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии