Государственный историко-мемориальный музей «Смольный» открыл новую экспозицию

Оно посвящено 90‑летию трагического события, произошедшего в Смольном 1 декабря 1934 года (12+). По словам его создателей, убийство Сергея Мироновича Кирова, наверное, останется загадкой навсегда. Выставка не дает прямых ответов, она ставит в этой истории многоточие…

Государственный историко-мемориальный музей «Смольный» открыл новую экспозицию | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Небольшой зал эмоционально погружает в те события. Картины с изображением Кирова, кумачовые лозунги, посмертная маска лидера Ленинграда, выполненная скульптором Матвеем Манизером, траурная лента с похорон и даже фарфоровое блюдце с изображением Сергея Мироновича… Однако главные «экспонаты» — это выдержки из следственных материалов.

Дело об убийстве Кирова, которое хранится в Центральном архиве ФСБ, насчитывает сорок пять томов, — пояснила замдиректора музея «Смольный» Татьяна Конышева. — Готовя эту выставку, мы попросили рассекретить часть материалов, и на этой выставке они представлены впервые. Процесс рассекречивания продолжается, поэтому наша экспозиция будет дополняться новыми документами.

По словам руководителя научно-экспозиционного отдела Ольги Федоровой, каждое время «любит» свою версию произошедшего в Смольном. Согласно версии сталинской эпохи, речь шла о контрреволюционном заговоре, организованном сторонниками Зиновьева. Хрущев считал, что за убийством Кирова стоял сам Сталин, который принес своего верного соратника в жертву, дабы развернуть репрессии против неугодных ему старых большевиков. Во времена перестройки возобладала версия о любовной подоплеке убийства…

Мы не склонны считать, что убийство стало результатом любовной истории — мести Леонида Николаева Кирову за то, что тот вступил в отношения с его женой Мильдой Драуле, — говорит Федорова. — В пользу этой версии слишком мало доказательств. Мы все‑таки склоняемся к точке зрения, что это был акт индивидуального политического террора. Собственно говоря, именно так утверждал сам Николаев.

Он считал, что его недостаточно ценили и уважали, «затравили за самокритику». И именно эту версию подтверждают документы, найденные во время следствия у самого Николаева — их тоже можно увидеть на выставке. За полтора месяца до преступления он записал: «…Я был честолюбив к живому миру, предан новой идее, заботе и исполнении своего долга. Поскольку нет свободы агитации, свободы печати, свободного выбора в жизни, и я должен умереть. Помощь из ЦК (Политбюро) не подоспеет, ибо там спят богатырским сном…».

На первом допросе Николаев заявлял: «Категорически утверж­даю, что никаких участников в совершенном мною покушении на товарища Кирова у меня не было. Все это я подготовлял один и в мои намерения никогда я никого не посвящал».

Существует еще и версия про «иностранный след» в убийстве Кирова, с которой также можно ознакомиться в экспозиции. Будто бы Николаев незадолго до преступления побывал у латвийского консула Георга Бисенекса и хотел передать ему информацию, компрометирующую руководителей СССР. В показаниях брата Леонида Николаева Петра, полученных на допросе, были такие слова: «…Леонид говорил мне также, что свергнуть советскую власть возможно только путем нападения на нее иностранных капиталистических государств и что он будет всеми мерами помогать…».

Сегодня уже трудно сказать, действительно ли такие показания были даны или они были сфаб­рикованы. Тем не менее консула по горячим следам не тронули, но его арестовали и расстреляли в июле 1941 года, когда он был уже частным лицом. Причем официальная формулировка гласила: «за причастность к совершению убийства Кирова».

Для тех, кто «в теме», этой выставкой мы продолжаем разговор о том трагическом событии, а для кого‑то открываем его с нуля, — говорит Федорова. — В последнее время я с большим удивлением убедилась в том, насколько мало осведомлены об этой истории многие наши сограждане. Ладно, молодежь путает Кирова с Куйбышевым. Но поразительное незнание проявляют и люди зрелого возраста… Значит, будем рассказывать заново.

Читайте также:

На службе российской короне. В ГМЗ «Гатчина» открылась выставка «Кирасиры Ея Величества»

В Парадных залах Музея Академии художеств открылась выставка «Репин. Детали»


#экспозиция #музей #Киров

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (7810) от 11.12.2024 под заголовком «Следы и версии».


Комментарии