Государственный историко-мемориальный музей «Смольный» открыл новую экспозицию
Оно посвящено 90‑летию трагического события, произошедшего в Смольном 1 декабря 1934 года (12+). По словам его создателей, убийство Сергея Мироновича Кирова, наверное, останется загадкой навсегда. Выставка не дает прямых ответов, она ставит в этой истории многоточие…
ФОТО АВТОРА
Небольшой зал эмоционально погружает в те события. Картины с изображением Кирова, кумачовые лозунги, посмертная маска лидера Ленинграда, выполненная скульптором Матвеем Манизером, траурная лента с похорон и даже фарфоровое блюдце с изображением Сергея Мироновича… Однако главные «экспонаты» — это выдержки из следственных материалов.
— Дело об убийстве Кирова, которое хранится в Центральном архиве ФСБ, насчитывает сорок пять томов, — пояснила замдиректора музея «Смольный» Татьяна Конышева. — Готовя эту выставку, мы попросили рассекретить часть материалов, и на этой выставке они представлены впервые. Процесс рассекречивания продолжается, поэтому наша экспозиция будет дополняться новыми документами.
По словам руководителя научно-экспозиционного отдела Ольги Федоровой, каждое время «любит» свою версию произошедшего в Смольном. Согласно версии сталинской эпохи, речь шла о контрреволюционном заговоре, организованном сторонниками Зиновьева. Хрущев считал, что за убийством Кирова стоял сам Сталин, который принес своего верного соратника в жертву, дабы развернуть репрессии против неугодных ему старых большевиков. Во времена перестройки возобладала версия о любовной подоплеке убийства…
— Мы не склонны считать, что убийство стало результатом любовной истории — мести Леонида Николаева Кирову за то, что тот вступил в отношения с его женой Мильдой Драуле, — говорит Федорова. — В пользу этой версии слишком мало доказательств. Мы все‑таки склоняемся к точке зрения, что это был акт индивидуального политического террора. Собственно говоря, именно так утверждал сам Николаев.
Он считал, что его недостаточно ценили и уважали, «затравили за самокритику». И именно эту версию подтверждают документы, найденные во время следствия у самого Николаева — их тоже можно увидеть на выставке. За полтора месяца до преступления он записал: «…Я был честолюбив к живому миру, предан новой идее, заботе и исполнении своего долга. Поскольку нет свободы агитации, свободы печати, свободного выбора в жизни, и я должен умереть. Помощь из ЦК (Политбюро) не подоспеет, ибо там спят богатырским сном…».
На первом допросе Николаев заявлял: «Категорически утверждаю, что никаких участников в совершенном мною покушении на товарища Кирова у меня не было. Все это я подготовлял один и в мои намерения никогда я никого не посвящал».
Существует еще и версия про «иностранный след» в убийстве Кирова, с которой также можно ознакомиться в экспозиции. Будто бы Николаев незадолго до преступления побывал у латвийского консула Георга Бисенекса и хотел передать ему информацию, компрометирующую руководителей СССР. В показаниях брата Леонида Николаева Петра, полученных на допросе, были такие слова: «…Леонид говорил мне также, что свергнуть советскую власть возможно только путем нападения на нее иностранных капиталистических государств и что он будет всеми мерами помогать…».
Сегодня уже трудно сказать, действительно ли такие показания были даны или они были сфабрикованы. Тем не менее консула по горячим следам не тронули, но его арестовали и расстреляли в июле 1941 года, когда он был уже частным лицом. Причем официальная формулировка гласила: «за причастность к совершению убийства Кирова».
— Для тех, кто «в теме», этой выставкой мы продолжаем разговор о том трагическом событии, а для кого‑то открываем его с нуля, — говорит Федорова. — В последнее время я с большим удивлением убедилась в том, насколько мало осведомлены об этой истории многие наши сограждане. Ладно, молодежь путает Кирова с Куйбышевым. Но поразительное незнание проявляют и люди зрелого возраста… Значит, будем рассказывать заново.
Читайте также:
На службе российской короне. В ГМЗ «Гатчина» открылась выставка «Кирасиры Ея Величества»
В Парадных залах Музея Академии художеств открылась выставка «Репин. Детали»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (7810) от 11.12.2024 под заголовком «Следы и версии».
Комментарии