На службе российской короне. В ГМЗ «Гатчина» открылась выставка «Кирасиры Ея Величества»
Выставка (0+) посвящена истории Кирасирского полка, одного из самых известных в русской императорской гвардии. Это главный выставочный проект гатчинцев в 2024 году, в нем представлено более 250 экспонатов из 15 музеев, архивов и частных коллекций. Среди них — Русский музей, Эрмитаж, Военно-исторический музей артиллерии, Государственный архив РФ, ГМЗ «Павловск», потомки кирасиров.

ФОТО АВТОРА
Разнообразие исторических и художественных материалов впечатляет. Редкий акварельный портрет цесаревича Павла Петровича в кирасе и мундирное платье императрицы Марии Федоровны — шефа полка, изготовленное в петербургском ателье Авдотьи Ивановой, поставщицы императорского двора на рубеже XIX – XX веков. Уникальные тарелки из сервиза Офицерского собрания и чудом сохранившийся рукописный оригинал «Записок кирасира» Владимира Трубецкого, сперва сосланного в Андижан по сфабрикованному делу, потом расстрелянного в 1937‑м.
Сначала немного истории. Кирасирский полк был сформирован в 1706 году, тогда он назывался «князя Григория Волконского драгунский полк». Распространенное мнение, что это произошло в 1704 году, ошибочно, такой вывод историки сделали еще в начале ХХ века. Полк участвовал в Полтавской битве. Кирасирским он стал называться с 1732 года. В 1796 – 1828 гг. его шефом была Мария Федоровна, супруга Павла I. «Лейб-гвардии Кирасирским Ея Величества» полк стал называться с 1856 года в честь нового шефа — императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. В 1880 – 1918 годах шефом полка была императрица Мария Федоровна, супруга Александра III. Именно три императрицы задали название выставки. Кирасирский полк квартировал в Гатчине с 1822 года по 1914‑й, когда в полном составе был отправлен на Первую мировую войну.
По словам Василия Панкратова, директора ГМЗ «Гатчина», проект был задуман более десяти лет назад. Тема «Гатчина и кирасиры» лежит на поверхности. Обласканные вниманием Романовых, кирасиры почти 100 лет были частью гатчинской жизни. Сохранилось здание казарм Кирасирского полка, оно находится напротив Гатчинского дворца. До нас дошло, хотя и в сильно перестроенном виде, здание Офицерского собрания. Но путь к выставке был долгим. «Музей стремился привлечь как можно больше партнеров, наших друзей и коллег, за что им большое спасибо», — подчеркнул Панкратов.
За час до вернисажа Александра Фарафонова, научный руководитель ГМЗ «Гатчина», главный куратор выставки, провела для «Санкт-Петербургских ведомостей» экскурсию по выставочным залам. Сначала она пояснила, что перед музеем стояла сложная задача: показывая много холодного и огнестрельного оружия, военной формы, сделать выставку, которая будет интересна широкой публике, «зацепит» ее. Чтобы люди заинтересовались кирасирами, захотели больше узнать о российской истории, частью которой этот полк являлся.
Поэтому было принято решение построить выставку как серию визуальных очерков. Отталкивались от двух образов кирасиров в глазах обывателя начала ХХ века. Это всегда высокие статные молодые брюнеты на породистых скакунах, в шлемах и сияющих кирасах с двуглавыми орлами. Они восхищают и вызывают интерес. Их Офицерское собрание — абсолютно закрытый клуб, куда могли попасть только офицеры полка. Даже их супруги имели право зайти туда, только если сопровождали императрицу — шефа полка.
Выставка начинается с инсталляции, придуманной архитектором Сергеем Падалкой — автором дизайна всей экспозиции. Шесть фигур кирасиров стоят напротив фотографии Марии Федоровны, следящей за парадом. Фарафонова поясняет, что кульминацией этих парадов была «атака» на шатер императрицы. Сомкнутый конный строй кирасиров с пиками несся в сторону шатра и в нескольких метрах резко останавливался. Это был знак высшего доверия шефа к своим воинам.

Показывая большой портрет Петра I кисти Франсуа Жувене, музей отдает дань времени, когда создавался полк. Этот портрет находился за тронным креслом Павла I, в его личных комнатах. В очерке, посвященном оружию и форме, для неспециалиста будут интересны мемориальные предметы — кираса цесаревича Павла Петровича, вероятно, она надевалась во время маневров 1775 года, два детских парадных вицмундира будущего Александра II, парадный полковничий мундир Николая II.
Почему гатчинский полк назвали «синими кирасирами»? Как пояснил Евгений Юркевич, старший научный сотрудник Музея артиллерии, околыши фуражек, обшлага и воротники на мундирах были василькового цвета.
В очерке, посвященном знаменам, создана перекличка штандарта и иконы-складня. Показан штандарт 1856 года, когда полку даровали права гвардии. По воспоминаниям Владимира Трубецкого, военные отдавали ему честь, гражданские снимали шапки. Икона в виде штандарта, созданная в известной ювелирной мастерской Ивана Хлебникова, была подарена кирасирами Александру III и его семье в 1888 году после спасения в железнодорожной катастрофе. Этот предмет публика увидит впервые.
Музыкальная тема выставки начинается с подлинной литавры, известной по многим изображениям, например, литографии Николая Самокиша «Литаврщик Кирасирского полка». В 1914 году инструмент не стали брать на войну, оставили в Гатчинском дворце, и он чудом сохранился.

ФОТО АВТОРА
В отличие от других полков у кирасир был не только духовой, но и струнный оркестр, имевший обширный репертуар. К началу ХХ века относится афиша публичного концерта в городском парке. В программу входили «Попурри из оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» и Вальс из оперетки Франца Легара «Граф Люксембург». Был у полка и свой ансамбль балалаечников, но мода на народные инструменты оказалась недолгой. Он просуществовал пять лет, остались фотографии, представленные на выставке.
Чтобы сервировать небольшой стол тарелками с изображениями кирасы и памятных полковых дат, потребовались совместные усилия нескольких музеев и частных коллекционеров. Первые образцы посуды, изготовленные на Императорском фарфоровом заводе, были подарены полку в конце 1870‑х годов.
В финальном зале «Личные истории» соединены, на первый взгляд, совершенно разные предметы — палаш великого князя Михаила Александровича, сорочка Натальи Брасовой и акварель великой княгини Ольги Александровны «Синие кирасиры». На самом деле связь между ними прямая. Палаш был подарен при увольнении Михаила из кирасир за связь с Брасовой, тогда женой другого офицера полка. Его имени нет среди автографов, оставленных на оружии. Что касается акварели, то у замужней Ольги был бурный роман с другим кирасиром — Николаем Куликовским. В итоге все закончилось двумя свадьбами. Но репутация полка в глазах разных слоев общества пошатнулась, появились шуточные куплеты: «Чтоб старушку соблазнить, надо Гатчинца спросить». Хотя кто кого соблазнял — еще большой вопрос, обе пары находились в расцвете сил и красоты.
Выставка работает по 16 марта 2025 года.
Читайте также:
В Театральном музее открылась выставка «Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда»
В Парадных залах Музея Академии художеств открылась выставка «Репин. Детали»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233 (7809) от 09.12.2024 под заголовком «На службе российской короне».
Комментарии