erid: 2VtzqvVAvA4

На службе российской короне. В ГМЗ «Гатчина» открылась выставка «Кирасиры Ея Величества»

Выставка (0+) посвящена истории Кирасирского полка, одного из самых известных в русской императорской гвардии. Это главный выставочный проект гатчинцев в 2024 году, в нем представлено более 250 экспонатов из 15 музеев, архивов и частных коллекций. Среди них — Русский музей, Эрмитаж, Военно-исторический музей артиллерии, Государственный архив РФ, ГМЗ «Павловск», потомки кирасиров.

На службе российской короне. В ГМЗ «Гатчина» открылась выставка «Кирасиры Ея Величества» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Разнообразие исторических и художественных материалов впечатляет. Редкий акварельный портрет цесаревича Павла Петровича в кирасе и мундирное платье императрицы Марии Федоровны — шефа полка, изготовленное в петербургском ателье Авдотьи Ивановой, поставщицы императорского двора на рубеже XIX – XX веков. Уникальные тарелки из сервиза Офицерского собрания и чудом сохранившийся рукописный оригинал «Записок кирасира» Владимира Трубецкого, сперва сосланного в Андижан по сфабрикованному делу, потом расстрелянного в 1937‑м.

Сначала немного истории. Кирасирский полк был сформирован в 1706 году, тогда он назывался «князя Григория Волконского драгунский полк». Распространенное мнение, что это произошло в 1704 году, ошибочно, такой вывод историки сделали еще в начале ХХ века. Полк участвовал в Полтавской битве. Кирасирским он стал называться с 1732 года. В 1796 – 1828 гг. его шефом была Мария Федоровна, супруга Павла I. «Лейб-гвардии Кирасирским Ея Величества» полк стал называться с 1856 года в честь нового шефа — императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. В 1880 – 1918 годах шефом полка была императрица Мария Федоровна, супруга Александра III. Именно три императрицы задали название выставки. Кирасирский полк квартировал в Гатчине с 1822 года по 1914‑й, когда в полном составе был отправлен на Первую мировую войну.

По словам Василия Панкратова, директора ГМЗ «Гатчина», проект был задуман более десяти лет назад. Тема «Гатчина и кирасиры» лежит на поверхности. Обласканные вниманием Романовых, кирасиры почти 100 лет были частью гатчинской жизни. Сохранилось здание казарм Кирасирского полка, оно находится напротив Гатчинского дворца. До нас дошло, хотя и в сильно перестроенном виде, здание Офицерского собрания. Но путь к выставке был долгим. «Музей стремился привлечь как можно больше партнеров, наших друзей и коллег, за что им большое спасибо», — подчеркнул Панкратов.

За час до вернисажа Александра Фарафонова, научный руководитель ГМЗ «Гатчина», главный куратор выставки, провела для «Санкт-Петербургских ведомостей» экскурсию по выставочным залам. Сначала она пояснила, что перед музеем стояла сложная задача: показывая много холодного и огнестрельного оружия, военной формы, сделать выставку, которая будет интересна широкой публике, «зацепит» ее. Чтобы люди заинтересовались кирасирами, захотели больше узнать о российской истории, частью которой этот полк являлся.

Поэтому было принято решение построить выставку как серию визуальных очерков. Отталкивались от двух образов кирасиров в глазах обывателя начала ХХ века. Это всегда высокие статные молодые брюнеты на породистых скакунах, в шлемах и сияющих кирасах с двуглавыми орлами. Они восхищают и вызывают интерес. Их Офицерское собрание — абсолютно закрытый клуб, куда могли попасть только офицеры полка. Даже их супруги имели право зайти туда, только если сопровождали императрицу — шефа полка.

Выставка начинается с инсталляции, придуманной архитектором Сергеем Падалкой — автором дизайна всей экспозиции. Шесть фигур кирасиров стоят напротив фотографии Марии Федоровны, следящей за парадом. Фарафонова поясняет, что кульминацией этих парадов была «атака» на шатер императрицы. Сомкнутый конный строй кирасиров с пиками несся в сторону шатра и в нескольких метрах резко останавливался. Это был знак высшего доверия шефа к своим воинам.

Показывая большой портрет Петра I кисти Франсуа Жувене, музей отдает дань времени, когда создавался полк. Этот портрет находился за тронным креслом Павла I, в его личных комнатах. В очерке, посвященном оружию и форме, для неспециалиста будут интересны мемориальные предметы — кираса цесаревича Павла Петровича, вероятно, она надевалась во время маневров 1775 года, два детских парадных виц­мундира будущего Александра II, парадный полковничий мундир Николая II.

Почему гатчинский полк назвали «синими кирасирами»? Как пояснил Евгений Юркевич, старший научный сотрудник Музея артиллерии, околыши фуражек, обшлага и воротники на мундирах были василькового цвета.

В очерке, посвященном знаменам, создана перекличка штандарта и иконы-складня. Показан штандарт 1856 года, когда полку даровали права гвардии. По воспоминаниям Владимира Трубецкого, военные отдавали ему честь, гражданские снимали шапки. Икона в виде штандарта, созданная в известной ювелирной мастерской Ивана Хлебникова, была подарена кирасирами Александру III и его семье в 1888 году после спасения в железнодорожной катастрофе. Этот предмет публика увидит впервые.

Музыкальная тема выставки начинается с подлинной литавры, известной по многим изображениям, например, литографии Николая Самокиша «Литаврщик Кирасирского полка». В 1914 году инструмент не стали брать на войну, оставили в Гатчинском дворце, и он чудом сохранился.

Кирасиры1_Пр.jpg
ФОТО АВТОРА

В отличие от других полков у кирасир был не только духовой, но и струнный оркестр, имевший обширный репертуар. К началу ХХ века относится афиша публичного концерта в городском парке. В прог­рамму входили «Попурри из оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» и Вальс из оперетки Франца Легара «Граф Люксембург». Был у полка и свой ансамбль балалаечников, но мода на народные инструменты оказалась недолгой. Он просуществовал пять лет, остались фотографии, представленные на выставке.

Чтобы сервировать небольшой стол тарелками с изображениями кирасы и памятных полковых дат, потребовались совместные усилия нескольких музеев и частных коллекционеров. Первые образцы посуды, изготовленные на Императорском фарфоровом заводе, были подарены полку в конце 1870‑х годов.

В финальном зале «Личные истории» соединены, на первый взгляд, совершенно разные предметы — палаш великого князя Михаила Александровича, сорочка Натальи Брасовой и акварель великой княгини Ольги Александровны «Синие кирасиры». На самом деле связь между ними прямая. Палаш был подарен при увольнении Михаила из кирасир за связь с Брасовой, тогда женой другого офицера полка. Его имени нет среди автографов, оставленных на оружии. Что касается акварели, то у замужней Ольги был бурный роман с другим кирасиром — Николаем Куликовским. В итоге все закончилось двумя свадьбами. Но репутация полка в глазах разных слоев общества пошатнулась, появились шуточные куплеты: «Чтоб старушку соблазнить, надо Гатчинца спросить». Хотя кто кого соблазнял — еще большой вопрос, обе пары находились в расцвете сил и красоты.

Выставка работает по 16 марта 2025 года.

Читайте также:

В Театральном музее открылась выставка «Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда»

В Парадных залах Музея Академии художеств открылась выставка «Репин. Детали»


#выставка #ГМЗ «Гатчина» #Кирасирский полк

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233 (7809) от 09.12.2024 под заголовком «На службе российской короне».


Комментарии