Господин оформитель. В Театральном музее открылась выставка Семена Манделя
В Театральном музее открылась выставка советского театрального и кинохудожника Семена Манделя (1907 – 1974), ученика легенды русского авангарда Владимира Татлина. Большая ретроспектива знакомит публику со всеми гранями творчества художника — кино, театр, эстрада.

ФОТО автора
В основе выставки — дар дочери художника Алисы Мандель. Она передала Театральному музею более ста работ своего отца. Кроме того, здесь можно увидеть экспонаты, предоставленные Александринским театром, БДТ, Мюзик-холлом, киностудией «Ленфильм» и Музеем кино.
Первый зал выставки превращен в своеобразную съемочную площадку. Даже кинокамера стоит на штативе — старинная, раритетная. На стенах — афиши к кинофильмам: «Антон Иванович сердится» с Людмилой Целиковской и Павлом Кадочниковым, «Музыкальная история», где снимались оперный певец Сергей Лемешев и Зоя Федорова, «Укротительница тигров» с Людмилой Касаткиной в главной роли…
Откуда‑то раздается бодрая музыка. Ах да, рядом кинозал, там на экране показывают отрывки из фильмов, где Мандель работал как художник.
Следующий, самый большой зал посвящен работе Манделя в театре, которой он отдал полвека. За эти годы он оформил примерно три сотни спектаклей — колоссальный труд. Работал в разных театрах с Георгием Товстоноговым, Игорем Владимировым, Александром Музилем, Владимиром Воробьевым….
В зале — инсталляция, воссоздающая сцену из спектакля Розы Сироты по пьесе Артура Миллера «Цена» (БДТ). Увеличенная черно-белая фотография. На ней — Владислав Стржельчик в профиль, в полный рост. И, как бы материализуясь, из старого снимка сошли в наше измерение вещи, которые имеют обыкновение переживать владельцев: серое твидовое пальто, длинный шарф, черная шляпа… Это пальто (или похожее) мы видим на артисте. А вот старинное кресло — на снимке в этом или, возможно, в похожем сидит еще совсем молодой Сергей Юрский. Стржельчик играл Грегори Соломона, Юрский — Виктора Франка.
Кто не помнит — речь в пьесе Миллера идет о двух братьях, которые встречаются после долгой разлуки в доме умершего отца. Дом старый, обречен на слом. Он забит вещами, которые хорошо бы продать. Каждая вещь, подобранная Манделем, ведет свой рассказ об ушедшей жизни: пишущая машинка, патефон, почему‑то арфа, зеркало, много повидавшее на своем веку, затуманившееся, потускневшее.
Юрский писал в воспоминаниях, что спектакль был почти сразу запрещен. Имя Миллера в 1968‑м попало в черный список — драматург осудил вторжение СССР в Чехословакию. Спектакль все равно играли — тайно, под видом просмотров, не продавая билетов. Легализовать его помог Константин Симонов, который и перевел эту пьесу вместе с сыном. Не знаю, как это удалось дизайнерам выставки, но они воссоздали в музейном зале магию театра. Спектакль, давно исчезнувший, растворившийся во времени, будто ожил.
А в третьем зале — никаких драм, тем более трагедий. Здесь царит легкий жанр — джаз, эстрада, мюзик-холл. Красивые люди, красивые костюмы, блестки, перья. Музыка, пение и смех.
Семен Мандель был одним из первых художников ленинградского Мюзик-холла, сотрудничал с Исааком Дунаевским. Он создал первые костюмы для ансамбля танца «Березка», работал с Аркадием Райкиным, Леонидом Утесовым, Клавдией Шульженко.
Кстати, с 25 сентября Театральный музей запускает арт-медиации на выставке. Это модный сейчас формат общения музейных сотрудников с посетителями, который предполагает не просто экскурсию и лекцию, а открытый разговор.
А совсем скоро, 29 сентября, небольшая выставка Семена Манделя откроется в KGallery на втором этаже. Там покажут плакаты художника из коллекции Театрального музея, а также эскизы к ранним кинофильмам «Моя любовь» и «Девушка спешит на свидание».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 178 (7261) от 23.09.2022 под заголовком «Господин оформитель».
Материалы рубрики
В Союзе художников открылась выставка «Весна-2023»
В Музее артиллерии прошла конференция, посвященная воинам 67‑й армии Ленинградского фронта
Михаил Пиотровский. Мы меняем вектор внимания
В Вологде открылась выставка «Не?нужная память»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии